DADA CINEMA Франция 1921-27 гг. ч/б немые
реж. Ганс Рихтер, Ман Рей, Викинг Эггелинг, Рене Клер, Фернан Леже
сборник авангардных “дадаистских” к/м фильмов
"Rhythmus 21" - Ганс Рихтер 1921 - 24 3.30 мин. "Symphonie Diagonale" - Викинг Эггелинг 1921 - 24 7 мин "Le Retour A La Raison" - Ман Рэй 1923 2 мин. "Entr'acte" - Рене Клер и Франсис Пикабиа 1924 20 мин. "Le Ballet Mecanique" - Фернан Леже и Дадли Мерфи 1924 14 мин. "Filmstudie" - Ганс Рихтер 1926 3.30 мин. "Emak Bakia" - Ман Рэй 1926 17 мин. "Vormittagsspuk (Ghosts before breakfast)" - Ганс Рихтер 1927 6 мин.
"Возвращение к разуму" Man Ray. Замысел фильма возник, когда "Сумасшедший румын" Tristan Tzara дал Man Ray программу съезда дадаистов, который он задумывал. Man Ray решил поместить какие-либо объекты в центр комнаты, поочередно освещая и затемняя их, и снимать тени на стене. Белые пятнышки и вспышки двигаются по спирали на чёрном фоне. Внезапно сквозь все эти мельтешащие пятна и вспышки проявляется обнажённый женский торс. Круги и спирали, двигующиеся по обнажённому бюсту, создают завораживающий образ сюрреалистической красоты, подобно тому, как лучи света иногда создают на стенах комнат причудливые образы тени и света. Забавная история приключилась на премьере этого фильма: один из зрителей поднялся и стал громко жаловаться, что фильм вызывает у него сильную головную боль. На что другой зритель приказал ему замолчать, и между ними началась потасовка, для прекращения которой потребовалось вмешательство полиции. Таким образом сообщение о премьере попало в утренние газеты.
"Оставь меня в покое" Man Ray. Это красивый немой короткометражный фильм о навязчивой идее, вуайеризме и любви, стилистически находящийся где-то между Дадаизмом, Сюрреализмом и собственным стилем Man Ray. Длинный ряд несвязанных между собой вращающихся изображений и образов, часто искажённых: огни, цветы и (ещё не раз используемые в фильмах Man Ray) гвозди. Наиболее запоминающийся образ из этого фильма - это Kiki of Montparnasse с нарисованными на закрытых веках ложными глазами (позднее этот приём использовал Жан Кокто в фильме "Кровь поэта"). О том, что глаза нарисованы, становится ясно, когда Kiki открывает и потом снова закрывает их. Если одним словом описать впечатление от этого аморфно небольшого фильма, текущего по экрану, будто поток сознания - лирический. "Мистерии Замка Костей" Man Ray. "De" - во фр. языке означает игру в кости. А игра в кости - это символ Дадаизма. Что же получится, если вы дадите дадаисту камеру? Компиляция изменчивых образов, поэтических аллегорий, абсурдных изображений людей без лиц (скрытых чулками или масками и напоминающих манекенов), необъяснимых действий, повторяющихся эпизодов игры в кости, замок на вершине скалы, ниже по склону шикарная вилла. Фильм несёт отпечаток неумелой фотографии, будто школьник в первый раз взял в руки камеру. Он утомителен, а затемнённая съёмка сводит на нет его поэтическое содержание. Однако, это, наверное, один из первых дадаистстких фильмов, поэтому он занимает своё место в киноавангарде.
"Призраки перед завтраком" Hans Richter. Забавная комедия дадаизма. Hans Richter и его команда, должно быть, хорошо провели время, делая этот фильм. Он соединяет в себе равные части фарса и дадаизма. Танцующие и безумно-летящие шляпы, подгоняемые водой из брандспойта, просто великолепны! Создаётся удивительный визуальный пластичный ритм. Фильм напоминает короткометражки Чаплина. Он оказал большое влияние на современных клипмейкеров. Нацисты уничтожили этот фильм, потому что посчитали его подрывным. К счастью, копия сохранилась во Французской Синематеке.
"Диагональная симфония" Viking Eggeling. Наклонённая геометрическая фигура в центре экрана растёт и трансформируется, приобретает различные формы. Этим фильмом Eggeling нашёл новый путь художественного выражения. Кино позволило Eggeling оживить его картины. Они превратились в мобильные полотна. Включение нового измерения в художественные работы стало стимулирующим для таких художников, как Hans Richter, Oskar Fishinger, Walter Ruttmann, Norman McLaren. Eggeling первый стал использовать геометрическую мультипликацию для создания музыки. Изначально немой, тем не менее, фильм заставляет нас чувствовать ритм и музыкальные образы. Заложенное Eggeling изображение музыки и ритма используется современными клипмейкерами.
"Механический балет" Fernand Leger, Dudley Murphy. Оператор: Man Ray. Чтобы оценить этот фильм, нужно мысленно перенестись в 20-е годы прошлого века, когда машины заменяли людей на производстве - то есть работу у людей отнимали их же собственные создания. Это страшно и красиво одновременно. Появление этого фильма означало рождение европейского киноавангарда 1920-30-х гг. Фернан Леже к тому времени уже обладал славой лидера кубистической живописи и, соответственно, слыл матерым ниспровергателем основ. Именно его слава, с соответствующей хорошей раскупаемостью полотен, позволила Леже раскошелиться на достаточное количество пленки, достойную киноаппаратуру - и вот киноавангард получил своего 16-минутного первенца, позволявшего говорить о том, что смутьяны пришли всерьез и надолго.
Хотя Леже имел уже некоторый опыт работы с движущимися изображениями - он незадолго до того изготавливал мультфильм “Шарло-кубист”, навеянный образами маленьких нахалов Чарли Чаплина - но для работы над “Балетом”в качестве операторов все же пригласил американцев Дадли Мерфи и Ман Рея. (Готовый материал мультфильма, кстати, был вставлен в качестве первых кадров в это единственное кинодетище Леже.) Принципы авангардной живописи Леже, ни минуты не сомневаясь, перенес и в кинематограф, заявив: “Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий. Освобожденное от этого груза, кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых.” В отличие, положим, от сюрреализма, с его сверхидеей, дающей простор для толкований и анализа, “примитивные” формы авангарда - во главе с кубизмом - не давали повода для праздной болтовни, упирая вот именно на внутренние “ощущения” зрителя, слушателя и читателя. Своим творчеством они добивались “пробуждения” естественных реакций и инстинктов, “усыпленных” гипнозом цивилизации.
“Механический балет” - это ода движению. Как таковому. Как самоцели. Как апофеозу естественности. Но не в духе нацистской пропаганды, с его атлетами и валькириями, а движению в самых неожиданных и не всегда впечатляющих формах. Тут и мадмуазель на качелях, и движение век, и взъерошенный хохол попугая. И, одновременно, маятник, кинопроектор, ткацкий станок. Дискретная съемка узлов работающих машин. Но, опять сравнивая, не так как в советской кинохронике, в главе с пророком ее - Дзигой Вертовым - славящей процесс во имя конечного продукта, идущего на улучшение жизни нового общества. А как действие самодостаточное, эстетичное само по себе. Как выставка под названием “Работающие механизмы”, что ли. Вот просто работают, клацают, размахивают мощностями - не для чего, безо всякой выгоды... Вполне в духе того времени. Достаточно вспомнить строку Маяковского, еще не отмежевавшегося от футуризма: “Наш бог - бег.” Эдакое самодовольство молодого самца, позволяющего себе тратить энергию просто от самолюбования, от ощущения ее неизбывности. Не случайно, наверное, Леже вводит - как контраст - кадры поднимающейся по лестнице старухи с корзиной (и прокручивает их раз десять, до раздражения), неуверенно, путаясь в юбках. Контраст и со всем предыдущим безнаказанным, но свободным движением, и с даваемой после мимикой молодого женского лица. Характерно, что за редкими исключениями, киноавангард обязан своим появлением не профессиональным киношникам, а, в равной степени, живописцам и кинокритикам. Леже позже скажет: “Тогда я едва не забросил живопись ради кино.” Но не забросил. Хотя сделал для него одной-единственной работой многое.
Дадаизм (дада) - интеллектуальное течение в искусстве, возникшее одновременно в США и Швейцарии и распространившееся в Европе в 1915-1923 годах. Обычно считается, что это название происходит от французского dada, что означает конёк, деревянная лошадка, бессвязный детский лепет. Дадаизм сложился в Швейцарии, в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Практически все движения того времени стремились не только к разрушению традиционной эстетики, но и к созданию новой. Дадаизм же категорически отрицал все, кроме произведений, "данных законами случайности" (Арп), порожденных спонтанностью творчества. Дадаисты устраивали настоящий "апокалипсис" общепризнанных моральных и этических ценностей и сумели найти новую красоту, настоящую поэтичность, порожденную случайным и бессознательным. Дадаизм помещает в центр внимания именно изолированный, вырванный из всех причинных связей и функций и поэтому случайный, единичный предмет. X. Рихтер, один из основателей дадаизма, пишет, что открытие случая можно рассматривать прямо-таки как "потрясающее" "центральное переживание Дада", "которое определило отличие Дада от всех предшествующих художественных течений". "Случай стал нашим опознавательным знаком" В 20-х гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.