|
ТЕЛЕЦ
Режиссер: Сокуров, Александр Актеры: Л.Мозговой, М.Кузнецова
ТЕЛЕЦ Россия 2000 101 мин. Режиссер: Александр Сокуров В ролях: Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Сергей Ражук драма на осн. реальных событий/притча Притча о пределе власти. Это второй фильм из серии о закате власти (другие - Молох; “Солнце”). Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что - либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности. Больной, почти выживший из ума Ленин живет со своей женой Крупской и сестрой Машей в Горках, под присмотром врача и охранников. Осознавая свою беспомощность и слабоумие после перенесенного инсульта, Ленин просит у партии яда. Крупская сопровождает вождя в его поездках 'на охоту', где он из пальца стреляет по птицам. Сестра Маша стирает, убирает и готовит для всей семьи. Обе женщины, несмотря на очевидное безумие Ленина, воспринимают его поведение без злорадства и насмешек, хотя с некоторой обидой. Образ, созданный Леонидом Мозговым, вызывает гамму чувств, от удивления до сострадания. Фильм сверхгуманен и либерален. В нем нет ни одного образа положительного либо отрицательного. Человек остается человеком со всеми своими проблемами. Порванными чулками, плохим здоровьем, со всеми своими страхами и радостями. Это фильм о человеке. Нет, не о В.И.Ленине. Просто о человеке и человечности. Фильм, заставляющий задуматься над тем, что от сумы да от тюрьмы никто не застрахован. О том, что нужно понимание и сострадание, и о том, что быть таким понимающим и сострадающим - нелегкий труд. Сокурову удалось затронуть и раскрыть проблему человека, обойдясь при этом без пошлости и глупости. Предлагая не радикализм, а либерализм как источник решения проблем. Фильм вызывает два вида художественных ассоциаций - образы Тарковского и Платонова. Намеки на те или иные картинки Тарковского появляются очень часто, хотя и не воспринимаются как художественное клише в силу того, что по-иному обыграны. Впрочем, во многих фильмах Сокурова есть картинки из букваря Тарковского. Ассоциации с Платоновым же рождаются именно из-за техники постановки проблем и избегании однозначных контрастов.
|
|
|
|
|