Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ДНИ ЗАТМЕНИЯ

ДНИ ЗАТМЕНИЯ

Режиссер: Сокуров, Александр

 

ДНИ ЗАТМЕНИЯ СССР, 1988, 2 серии, 133 мин. цв. и коричнев. монохром Режиссер Александр Сокуров Автор сценария: Юрий Арабов при участии: Аркадия Стругацкого, Бориса Стругацкого, Петра Кадочникова В ролях: Алексей Ананишнов, Эскендер Умаров, Ирина Соколова, Владимир Заманский, Кирилл Дудкин, Алексей Янковский. фантастич. драма по мотивам романа братьев Стругацких «За миллион лет до конца света» Премия «НИКА» в номинации «Звукооператор» за 1988 год В «Днях затмения» Сокуров дал наиболее полный портрет распадающегося советского космоса, (включая не только социальную, «физическую», но и «метафизическую» составляющую распада).. Коллизия романа братьев Стругацких «За миллион лет до конца света», перенесена здесь из московской малогабаритной квартиры в захолустный Красноводск — город, населенный русскими, армянами, ссыльными немцами и крымскими татарами, осевшими в первом поколении туркменскими кочевниками, военными и т. д. — в город-универсум, вобравший все приметы евро-азиатского совкового социума, плавно погружающегося в небытие. Собственно, сама эта стихия социальной энтропии, явленная в маразме звучащих за кадром официальных речей и в проржавленных монументах вдоль пыльных дорог, в дебильных лицах и в унылом пении азиатского однострунного инструмента, в домиках, слепленных из глины, ящиков и фанеры, — и есть та мистическая сила, которая медленно, мягко и неумолимо давит любые проявления разумной и одухотворенной активности, будь то исследования Малянова о ювенильной гипертонии в старообрядческих семьях, непонятная деятельность военного специалиста Снегового, вооруженный бунт дезертира Губаря или стремление Вечеровского — потомка крымских татар, вернуть на родину свой многострадальный народ. . Едва ли ни впервые мы увидим здесь советских солдат в колониальных панамах и перестрелку на фоне азиатских пустынных гор. Впервые здесь камера оператора-документалиста А. Бурова так пристально вглядывается в лица больных, сумасшедших и дебилов — эти лица, эти скрюченные параличом тела, эти узкие, запредельные глаза потом предстанут во множестве фильмов, как неотразимый визуальный символ общего безумия жизни. Едва ли ни впервые православный храм показан здесь как место поисков неведомого, отсутствующего в жизни смысла и попытки примирения с Высшим. Заснятый одним планом эпизод милицейского освидетельствования и выноса тела Снегового, покончившего с собой, сделан в эстетике документального криминального репортажа, которая будет использована во многих фильмах. Не говоря уже о теме смерти, общения с умершими и погружения в потустороннюю реальность. Задача вместить в картину целый угасающий мир, привела к чрезвычайному разрастанию ее художественной ткани. Но все же это переплетение мотивов, фактур, сюжетных линий, сочетание игровых и документальных фрагментов, обладает здесь удивительным, завидным единством. Основной конфликт — противостояние человеческого стремления к смыслу и стихийной тенденции к распаду, реализован на уровне сюжета (Малянов сталкивается с некой силой, препятствующей его исследованиям) и на уровне структуры — в напряженном взаимодействии собственно нарративного начала и сюжетно недетерминированых образных массивов — неподвижных пейзажей, улиц, стен, лиц, дорог...Тот же конфликт — в соотношении типажей: крепкого, спокойного, Малянова и окружающих его больных и ущербных людей. Построение кадра, где колышащиеся на первом плане полоски бумаги мешают разглядеть происходящее, и решение фонограммы, когда звучащая за кадром разноязыкая речь заглушает важные для действия диалоги, вынуждают и зрителя, подобно герою, бороться с помехами и шумами в поисках сути происходящего. Деградирующая советская реальность показана здесь с позиций еще не подвергнутого ревизии интеллигентского мифа с его верой в науку, с его высокими идеалами бескорыстного служения народу и преобразования темного, стихийного бытия. На уровне сюжета конфликт разумной человеческой воли и социума, охваченного глубоким маразмом, в картине не разрешен. Тем не менее, город в финале исчезает, а Малянов остается. Разумная воля личности — здесь основная и едва ли ни единственная ценность, незыблемая и самодостаточная даже на фоне полного крушения социума.



Copyright © Kinopoint.ru