ХОРОШИЙ НЕМЕЦ The Good German США 2006 105 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ
Режиссёр Стивен Содерберг
В ролях: Джордж Клуни, Тоби Магуайр, Кейт Бланшетт, Тони Карран
экспериментальная ретро-драма/триллер
Содерберг все силы своей неугомонной натуры направил на воссоздание антуража черно-белого ретро. Действие происходит в разрушенном войной Берлине перед Потсдамской конференцией Большой Тройки. Военный журналист Джейк Гейсмер до войны работал в Берлине репортером и крутил любовь с девушкой Линой. Теперь он возвращается в Берлин, чтобы освещать конференцию в Потсдаме, а главным образом — чтобы отыскать свою Лину. И вскоре Джейк вопреки собственной воле окажется вовлеченным в опасные махинации с участием Лины, советского генерала Сикорского и штатного ученого СС, причастного к разработкам атомного оружия. Картина отчетливо делится на три "главы": в первой лидирует шофер Джейка Тулли, замешанный в каких-то незаконных делах с продажными советскими командирами, во второй — Джейк, запутавшийся в загадочных нападениях, мордобоях и слежках, в третьей — хранительница всех этих тайн Лина. Первого — молодого похотливого гаденыша — играет Тоби Магуайр, второго — Джордж Клуни, от которого даже после кровавой разборки, кажется, несет дорогим парфюмом, третью — Кейт Бланшетт.
Но до людей Содербергу, в общем, нет дела. Он поглощен своей сверхзадачей – снять кино так же, как это делали титаны послевоенного нуара. Содерберг — неугомонный экспериментатор, и он снова сделал картину, которую можно считать экспериментом. В своих интервью Содерберг признавался, что больше всего на свете хотел бы быть Майклом Кертицем, который сделал более ста разнороднейших по жанру картин и прославился "Касабланкой" (1942). Своего "Хорошего немца" он не просто стилизует под "Касабланку" (а заодно и под Хичкока, и под немецкое кино 40-х) — метод стилизации Содерберг уже давно опробовал в своей картине "Кафка", снятой под немецкий экспрессионизм. Он идет значительно дальше: тщательно реанимирует всю технологию кино середины ХХ века, пытаясь в буквальном смысле почувствовать себя в кертицевском режиссерском кресле. Использует старые съемочные камеры и громоздкие микрофоны, запретил оператором пользоваться современными объективами с "зумом" и вооружил их только той оптикой, какой пользовался Кертиц. В частности, откопал на складах вышедшие из употребления широкоугольники, какие любил его кумир.
Он изучил опыт Кертица в построении мизансцен и ставил свет, как это делал Фассбиндер в его "аденауровской трилогии" про послевоенную Германию, отчего Кейт Бланшетт стала походить на морфинистку из "Тоски Вероники Фосс". Ее загримировали под вамп 40-х, и она говорит низким, чувственным, "немецким" голосом Цары Леандер. Содерберг снял картину целиком на черно-белой пленке, добиваясь изображения не четко графичного, как принято теперь, а размытого, затененного, с контражуром, словно пленка полвека пролежала в сырости. И звук у него плоский, как бывалоча. Сделал бы и формат кадра, как прежде, но тогда картину вообще было бы невозможно показать в большинстве современных кинотеатров — там и экрана такого уже нет. Он просмотрел много хроники, запечатлевшей Берлин 1945-го, и частично ее использовал — включая кадры с Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным.