ТЕРРАСА (La terrazza) Италия — Франция, 1979, 160 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер Этторе Скола
В ролях: Уго Тоньяцци, Витторио Гассман, Марчелло Мастроянни, Жан-Луи Трентиньян, Серж Реджани, Стефания Сандрелли, Мари Трентиньян, Карла Гравина.
трагикомедия с сатирическими мотивами/философская хроника современности
Приз "Канн-80" за роль второго плана (Карла Гравина); Приз "Канн-80" за сценарий.
Картина Этторе Сколы, который в 70-е годы выдвинулся в число лучших режиссеров мирового кино, сразу же была названа «Сладкой жизнью» рубежа 80-х годов. .Если лента Феллини казалась по манере «божественной комедией», то фильм Этторе Сколы, который много лет сотрудничал в качестве сценариста на «комедиях по-итальянски» и развивал стиль «горькой комедии» в своих режиссерских работах, представляется трагикомедией, почти фарсом. Режиссер создал картину о потерянных иллюзиях своего поколения.
Интеллектуалы собираются на террасе респектабельного римского дома для бесплодных разговоров, бесцельного времяпрепровождения. Они постепенно утратили демократические идеалы юности, подзабыли о послевоенном упоении свободой, о радости избавления от фашистской диктатуры, растеряли на жизненном пути многие надежды и мечты и даже отказались ради карьеры и преуспевания от некоторых нравственных ценностей, в которые когда-то безгранично верили. Героев ждет апатия, равнодушное существование, духовная смерть. Но проводив в последний путь очередного «счастливчика», нашедшего успокоение в мире ином, они вновь встретятся на террасе. И все останется по-прежнему — как езда по заведенному кругу, согласно бесконечному ритуалу бессмысленной гонки под названием «жизнь».
Помимо того, что печальная сатира Сколы отсылает зрителей к картине «Сладкая жизнь» (его как бы представляет Марчелло Мастроянни), можно обнаружить некоторую перекличку также с фильмом «Мои друзья» Марио Моничелли, в котором играл Уго Тоньяцци. Наконец, для самого режиссера «Террасы» она является своеобразным продолжением картины «Мы так любили друг друга», где, кроме Гассмана, снималась также Стефания Сандрелл». А еще в «Террасе» появляется режиссер Франческо Мазелли, курировавший кино в итальянской компартии, в которой состоял и Скола, что не помешало ему с сарказмом изобразить некоторые отдельные недостатки товарищей по убеждениям. Все это дает возможность воспринять незаурядную по мысли и художественному воплощению ленту Этторе Сколы как своего рода энциклопедию итальянской жизни и кинематографа 60—70-х годов.