Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » КОРАБЛЬ ИДЕТ В ИНДИЮ

КОРАБЛЬ ИДЕТ В ИНДИЮ

Режиссер: Бергман, Ингмар

 

КОРАБЛЬ ИДЕТ В ИНДИЮ SKEPP TILL INDIALAND Швеция, 1947 98 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ШВЕДСКИЙ

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Хольгер Левенадлер, Биргер Мальмстен, Гертруд Фрид, Анна Линдаль, Лассе Крантс, Ян Муландер, Эрик Хелль, Наэми Брис, Ердис Петтерссон, Оке Фриделль

психодрама по пьесе М. Селерейльма

Третий фильм Бергмана - драма, совмещающая эстетику итальянского неореализма и театральной пьесы. История противостояния забитого молодого человека, страдающего от сильной сутулости (он называет это горбом) и мечтающего стать капитаном дальнего плавания, а пока исполняющего роль чернорабочего-ремонтника на ветхой семейной посудине, и его самодура-отца, озлобленного подступающей слепотой и помыкающего безропотной женой, равно как и всеми окружающими. "Моментом истины" для отца и сына становится молодая солистка варьете, желающая продать себя за высокооплачиваемую работу, положение в обществе и меха, а пока что принимающая предложение крутого папаши уехать вместе в дальние страны. Однако поселившись в доме любовника, артистка быстро узнает цену как ему самому, так и его обещаниям, не может не сочувствовать мужеству верной супруги самодура и влюбляется в его глубоко порядочного сына.

Катастрофический финал этих ненормальных отношений, когда отец совершает попытку убить сына, а затем и сам, ослепнув, выбрасывается из окна тайной холостяцкой квартиры, мог бы свести картину к жанру мелотрагедии, но ее спасает форма: истеричная история подается не то как воспоминания, не то даже как сон главного героя, в экспозиции спускающегося с борта океанского лайнера в белоснежной капитанской форме, а в эпилоге отыскавшего свою певичку и увозящего ее на там же лайнере "в даль светлую".

В "Корабле..." впервые звучит одна из важнейших тем бергмановского творчества - комплекс отца. Многие свои будущие фильмы, как и многие страницы будущих книг (в том числе книги воспоминаний "Laterna magica") режиссер посвятит этой мучительной для него проблеме. К чести молодого Бергмана уже в ранних работах он пытается увидеть в образе авторитарного, нетерпимого родителя не одни только плохие стороны. Так, здесь перед нами несомненно жестокий человек, однако жестокость его во многом провоцируется неизлечимой болезнью.

"Корабль...", таким образом, - фильм о сопротивлении лучшего в человеке худшему в жизни. Тема тусклой, засасывающей повседневности получает почти аллегорическое выражение. Действие происходит на старой, никуда не годной морской посудине, стоящей на приколе и медленно погружающейся в прибрежный ил, в то время, как действующие лица все глубже увязают в тине быта и мучительных, болезненно-психологических проблем.

Но в том же фильме возникает и тема нравственного противостояния человека силе враждебных обстоятельств. "Нельзя оставаться в одиночестве", - говорит героиня фильма, - это все равно, что умереть”. Ей вторит Юхан (которого играет любимый актер раннего Бергмана Биргер Мальмстен): "Нельзя все время поддаваться течению, а то увязнешь и уж больше не выберешься". Бергман вывел на шведский экран героев со сломанными судьбами, ущербной психикой, болезненными страстями... Особенно ранимым становится человек, когда он любит и страдает не столько за себя, сколько за другого".

Кстати, почему корабль идет именно в Индию? Возможно, потому что Индия для северного европейца - страна чудес, мир, где наяву осуществляются все наши мечты и сновидения.



Copyright © Kinopoint.ru