КОЛЛЕКЦИОНЕРША LA COLLECTIONNEUSE Франция 1967 1:23 из цикла “Шесть нравоучительных историй”. АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: ИСПАНСКИЕ
реж. Эрик Ромер Оператор: Нестор Альмендрос
в ролях: Хейди Политофф, Патрик Бошо, Даниель Поммероль, Сеймур Хертцберг
психолодическая драма/мелодрама/”новая волна”
Берлин-1967: спецприз жюри. Youth Film Award.
Эдриен отправляется в отпуск на виллу на побережье Средиземного моря. Ему приходится делить эту виллу с другом Даниелем и незнакомой девушкой Хэйди. У Хэйди очень много любовников, и поначалу Эдриен и Даниэль презирают ее за это. Но постепенно Эдриен начинает все более и более интересоваться ею. Героиня коллекционировала мужчин, причем спала с теми, которых не любила, и отказывала тем, которые ей нравились. Она гуляла напропалую с кем ни попадя, внося в квази-отшельническую жизнь мужчин диссонанс и разного рода соблазны. Слушая, как она рассказывает о многих других мужчинах, он пытается очиститься, избегая секса и других приятных излишеств.. Фигура Женщины в данном случае служит для Ромера средством усомниться в понятиях моральной корректности. Повествовательная структура следует рисунку, который напоминает другие фильмы Ромера. Представляется угроза моральной установке, при которой мужчина всегда решает не рисковать ради более спокойного существования. Актера П. Бошо можно упрекнуть в излишнем высокомерии и сдержанности, но в остальном он идеально подходит для эксперимента Ромера. Прекрасной искусительнице, сыгранной Политофф, делать особенно нечего - достаточно выглядеть милой - здесь всю работу выполняет камера. Оператор Н.Альмендрос сумел схватить красоту Политофф и пейзаж с острым чувством к деталям. Фильм с самого начала напомнил, что Ромер режиссер “новой волны”. Формальные киноновшества грозили превратить картину в подобие ставших теперь каноническими годаровских творений, но к середине стало ясно, что этого, к счастью, не произошло.
Э.Ромер - литературный, ясный, ищущий кинематографист, “всплывший” во французском кино в конце 1960-х годов как один из самых интересных “новых” режиссеров, был главным редактором влиятельного периодического издания Cahiers du Cinema. Его цикл “Шесть нравоучительных историй” (куда входит и «Коллекционерша») поставлен по повестям Ж. Ф. Мармонтеля, действие которых перенесено из 18-го века в современность, и является вариациями на сходную тему: интимные диалоги между персонажами, чья интеллектуальная негибкость подвергается искушению новым набором физических обстоятельств с вытекающими из этого несоответствиями между произносимыми ими словами и их действиями. Один из самых интеллигентных и оригинальных мыслителей современного кино, Ромер также и великолепный режиссер. Используя несложную, экономичную, но “текучую” технику использования камеры (его постоянный оператор – знаменитый Нестор Альмендрос), он ухитряется запечатлевать на пленке места действия таким образом, чтобы будить воображение и передавать внутренний мир своих персонажей, создавать психологическую атмосферу, возникающую в результате их поступков.. Его фильмы складываются из тщательного, терпеливого наблюдения, часто включая запись обычных, повседневных разговоров с людьми, которые интересуют его как потенциальные персонажи, особенно молодые женщины, чей внутренний мир он так долго исследует. Технически он минималист, добивающийся максимального эффекта скромными средствами, которые он позволяет себе в ходе съемок фильма. Ромер создал перед камерой совершенно оригинальное пространство, где правит логика морального самонаблюдения, порождая логику «чистого кинематографизма». Его герои сосредоточены на себе, точнее на размышлениях о себе, являются максималистами в своем индивидуализме — и, как ни странно, в этой их позиции есть глубокая демократичность. Ибо пленительная суть сюжетов Ромера заключается в том, что они безостановочно и с завораживающей последовательностью доказывают право личности на полное философское самоопределение. Речь идет о личной самоидентификации внутри моральных систем — то есть о базовых ощущениях одного человека в обществе другого. Никто так, как Ромер, не сосредоточен на поисках личной свободы внутри кодекса нравственности, давно превратившегося в некий социальный миф.