ЗДРАВСТВУЙ, НОЧЬ Buongiorno, notte Италия 2003, 106 мин. АУДИО: РУССКИЙ арт-хаус линия “Кино без границ”
Режиссер: Марко Беллоккьо музыка: PINK FLOYD и Франц Шуберт
В ролях: Луиджи Ло Кашио, Майя Санса, Роберто Херлитцка, Пьер Джорджо Беллоккьо, Джованни Калканьо, Паоло Бригулья
остросюжетная драма по реальным событиям
"Малый Золотой Лев" и CinemAvvenire Award на Венецианском МКФ-2003. Награда "за выдающиеся индивидуальные достижения" Марко Беллоккьо "за лучший сценарий" на Венецианском МКФ-2003. Приз ФИПРЕССИ-2003 Европейской киноакадемии
Рим, 1978 год. Молодая брюнетка, скромная служащая Кьяра, вместе со своим другом переезжает на новую квартиру. Внешне ее жизнь кажется размеренным, рутинным существованием, но ее коллега Энцо начинает подозревать, что за спокойной уравновешенной видимостью таится нечто иное. На самом деле, Кьяра скрывает, что является членом итальянской подпольной экстремистской террористической группировки "Красные бригады", которая планирует похитить бывшего премьер-министра и убить за его предполагаемые преступления.
Мы видим события глазами Кьяры — она то чувствует себя потерянной, то испытывает страх, путая реальность и вымысел. Осуществление плана началось, но постепенно выясняется, что не так-то просто держать в плену крупного политика, когда страна погружена в кризис. С каждым прошедшим днем нарастает напряженность среди группы террористов, которые оказываются в таком же плену, как и их жертва. Подозрения и сомнения Кьяры, страстно верящей в революционную утопию, растут, и она начинает ставить под вопрос свои взгляды и поступки.
Фильм основан на подлинной истории похищения бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро в 1978 году — преступления, которое ошеломило всю страну. Но в эпоху, когда ячейки террористов и фундаментализм распространяются по всему миру, этот тонкий и умный фильм исследует крах радикальной идеологии и являет собой аллегорию смерти социалистической мечты, которая выходит за рамки итальянского контекста. Ценна и редка позиция автора фильма, который прославляет ценность жизни и скорбит о том, как она тратится впустую по ту сторону морали и права. Этот камерный, сложный, но масштабный фильм свидетельствует, что режиссер Марко Беллоккьо находится в расцвете своих творческих сил.
"Отправной точкой было показать эту трагедию не саму по себе, а через участников похищения, напрямую связанные с этим событием. Меня интересовало пронаблюдать повседневную жизнь тюремщиков. Их жизнь, почти семейная, со своими повторениями, ритуалом, обыденностью, давала мне почву для воображения. Однако эта банальность, эта трагическая повторяемость действий мне были недостаточны. И тогда возник персонаж женщины, члена Бригад, со всеми ее противоречиями. Через нее стало возможным человеческое общение Моро с его тюремщиками, однако это противоречие не очень нравится террористам", — Марко Беллоккьо.
Итальянская пресса о фильме: "Очень красивый фильм... кино добивается успеха там, где итальянское общество и политика потерпели поражение... превосходный фильм, наполненный чувством... в фильме "Здравствуй, ночь" передана вся неоднозначность эпохи..."