ГОЛУБОЙ СВЕТ /BLAUE LICHT, DAS (THE BLUE LIGHT)/ Германия 1932; 1,08; ч/б оцифровка АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Лени Рифеншталь
В главной роли: Лени Рифеншталь
драма/”горный фильм”
В 20-е гг. Лени Рифеншталь стала ведущей актрисой "горного кино". Ее героинями были романтические, наивные и очень смелые девушки. Работа у Фанка (родоначальника жанра “горного фильма”) требовала не только спортивной подготовки, но и немалого мужества. Лазить по горам приходилось босиком, без страховки. Если героиня по сценарию попадала в лавину, Лени на самом деле с головой заваливали снегом, делая по нескольку дублей. Но "скалолазке" все было нипочем. "Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье", - вспоминала она потом. Она сняла свой первый (разумеется, "горный") фильм "Голубой свет". Его действие происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. В полнолуние на вершине горы сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей. Словно зачарованные, они стремятся к чудесному сиянию, но разбиваются, так и не достигнув вершины. Рядом с деревней живет "дитя природы" Юнта ( перкрасная дикарка в лохмотьях - молодая и прекрасная Рифеншталь) - то ли колдунья, то ли просто сумасшедшая. Случайно заехавший в деревню немецкий художник влюбляется в Юнту и обнаруживает, что ей известна тайная тропа к вершине, к изумительному гроту из горного хрусталя. Он радостно сообщает деревенским о месторождении ценных минералов, и они бодро обчищают грот. Народ ликует, а лишенная путеводного света Юнта срывается со скалы...
Спустя много лет пожилая Рифеншталь с грустью скажет: "Этот фильм оказался предчувствием моей жизни. Как и Юнту, меня любили и ненавидели. Как Юнта лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла потом все свои идеалы".
Она также берёт на себя не только написание сценария к «Голубому свету», но и режиссуру, руководство съёмками и монтаж фильма. Рифеншталь использует в съёмках непрофессиональных актёров – зарнталернских крестьян. Премьера «Голубого света» состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в итальянской Венеции «Голубой свет» получает серебряную медаль. Рифеншталь совершает поездку в Лондон, представляя свой фильм, который был восторженно встречен английским зрителем. Первая режиссёрская работа Лени Рифеншталь, особенно световое решение картины, снискала национальное и международное признание.
Вряд ли би фильм чем-то отличался от творений того же Фанка, если бы не одно "но" - такого пристального взгляда к человеческому телу, его пластике и выразительным возможностям у родоначальника "горного кино" не было. Фанк был зачарован скалистыми вершинами, и люди у него были приложением к ним. "Голубой свет" Рифеншталь уже отражал человеческую драму на фоне гор, но никак не наоборот.