ЛЮБОВЬ ДО СМЕРТИ (AMOUR A MORT, L' ) 1.28. Франция 1984 АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер Ален Рене
в ролях: Сабин Азема, Фанни Ардан, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Жан Дасте, Луи Кастель
Философская драма/мелодрама
Азема и Ардити играют двух страстных влюбленных. Когда Ардити внезапно "воскресает" после того, как врач уже констатировал смерть, их любовь вспыхивает с новой силой, но омрачается тем фактом, что главный герой считает себя уже мертвым и постоянно размышляет на темы жизни после смерти. Когда влюбленные в поисках ответа обращаются за помощью к своим друзьям-проповедникам (Ардан и Дюссолье), то те не только не в силах дать разъяснение, но и вступают в разногласие в вопросах о собственной вере. Три фильма - "Мой американский дядюшка" (1980), "Жизнь - роман" (1983) и "Любовь до смерти" (1984) - образовали необьявленную трилогию, обьединяющую некоторые философские, эстетические и этические взгляды режиссера, охватывая темы от любви до теологии. Режиссер вновь собрал блистательный актерский квартет Азема - Ардан - Ардити - Дюссолье. Актриса самого широкого трагикомического диапазона, Азема стала единственной актрисой, которой Рене дал постоянное право вносить ноту радости в его строгие, тяготеющие к абстракции фильмы; она стала фактически соавтором режиссера. Это художественно-публицистический философский очерк, отчасти в бергмановском духе, о смертельной любви молодой женщины к умирающему человеку и - далее - к его памяти, о женщине, которая не может и не желает жить благодарной памятью, но стремится в небытие вслед за ушедшим любовником. Они были вместе несколько месяцев, она смогла пережить его на несколько недель. Он не звал ее за собой, но она пообещала ему не оставлять его надолго за гранью. И она выполняет обещание, несмотря на естественный страх молодости перед небытием, несмотря на убеждения дружеской семейной пары священнослужителей. Она уходит. Куда? Ждет ли он ее там? Туда ли попадет она, куда ушел он? Верит ли она в новую встречу? Нет, она не верит. Но она уходит вслед за тем, кого любила... После обычной для себя формально усложненной иронической картины ("Жизнь - это роман") французский классик снимает формально простую и, в общем, вечную историю, многажды рассказанную до него. Снимает - и, думается, в очередной раз доказывает: большому художнику подвластно все. Камерная кинопьеса с участием пяти актеров, вроде бы, однотемная, на самом деле и прямо, и исподволь раскрывает и главные философские проблемы бытия, и бытовые, житейские проблемы, все то одновременно вечное и изменчивое, что составляет душевную и духовную основу человеческой культуры, все то, к чему кинематограф обращается нечасто, а если и обращается, то обыкновенно предлагает замкнутый на себе и в себе текст.