КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА СССР Киносекция Наркомпроса Грузии 1923 139 мин. ч/б, немой ОЦИФРОВКА
режиссер: Иван Перестиани
В ролях:П.Есиковский, С.Жозеффи, К.Бен-Салим
революционно-приключенческий сатирически-драматический экшн по повести П.А. Бляхина
Самым крупным успехом из произведений раннего этапа становления советского киноискусства пользовался приключенческий фильм 'Красные дьяволята'. Он был поставлен по повести активного участника гражданской войны, старого большевика, писателя Павла Андреевича Бляхина. Не очень глубокая по содержанию, повесть захватывала, однако, революционно-романтическим пафосом, молодым страстным оптимизмом, пламенной верой в торжество сражающегося народа. События, показанные в фильме, относились к периоду гражданской войны и развертывались на Украине на фоне боевых действий конной армии Буденного против кулацких банд Махно. Сюжет строился как цепь приключений трех молодых героев: комсомольца Миши и его сестры Дуняши - детей убитого махновцами рабочего и их друга - циркового акробата, случайно попавшего на Украину негра Тома Джексона. После налета махновцев на железнодорожный поселок и гибели отца Миша и Дуняша решают на свой страх и риск вести партизанскую борьбу с бандитами; вскоре к ним присоединяется отставший от цирка Том. Перед зрителем проходят десятки разнообразных, частью правдоподобных, частью полуфантастических приключений, демонстрирующих находчивость, отвагу и благородство ребят, жестокость и тупость их врагов. Здесь и нападение на возвращающегося с базара жадного спекулянта, и жестокие рукопашные бои с превосходящими силами махновцев, и дерзкое разоружение целого отряда бандитов. Во второй серии картины молодые герои проникают в логово самого Махно, вопреки исторической истине, захватывают его в плен, прячут в мешок и в таком виде доставляют в штаб Буденного. Исполнители главных ролей - цирковые артисты А.Есиковский (Миша), С.Жозеффи (Дуняша) и Кадор Бен-Селим (Том) - с молодой увлеченностью проделывали головоломные трюки: переползали по канату над пропастью, бегали по крышам вагонов мчащегося поезда, прыгали с высокой скалы в море. Их игра не отличалась, разумеется, психологической глубиной, но искренний энтузиазм и мастерство, с которым они выполняли труднейшие задания режиссера, не могли не увлечь зрителя. Романтической тройке противостояли и вели с ней борьбу сатирически поданные персонажи - лахматый, в темных очках, злобный и угрюмый карлик 'батько' Махно и его ближайшее окружение: глупый, вечно ухмыляющийся писарь; приставший к махновцам бывший военнопленный - австрийский офицер, охотно выполняющий функции палача; ненасытный спекулянт Гарбузенко, следующий по пятам за махновцами и скупающий награбленное бандитами добро. Ни некоторая идеализация положительных, ни гротесковое изображение отрицательных персонажей не нарушали жизненной правды, так как все это были лишь приемы заострения типических, существовавших в реальной действительности характеров. Отступление от исторической правды в эпизоде с захватом Махно объяснялось тем, что авторы фильма хотели в 'полусказочной' (по выражению Бляхина) форме показать, какие чудеса героизма совершали советские люди в годы гражданской войны и каким позорным крахом закончились попытки Махно и ему подобных восстать против народной власти. По своим жанровым признакам, манере актерской игры, темпу и ритму развертывания действия 'Красные дьяволята' ассоциировались с широко распространенными в те годы американскими ковбойскими фильмами. Но эта ассоциация была чисто внешней. В'Красных дьяволятах' показывались не абстрактные действия условных персонажей, а подлинная борьба народа и правдивые, хотя и романтизированные события. Сюжет и образы 'Красных дьяволят' выросли из реальной почвы и были немыслимы в другой стране и в другое время. Это был первый советский фильм, в котором глубокая жизненная правда сочеталась с острой занимательностью и романтическим пафосом. Ни один советский фильм в те годы не сопровождался такой восторженной реакцией зрителей, особенно молодежи, как 'Красные дьяволята'. Фильм смотрели по нескольку раз подряд. Он продержался в репертуаре в течение всего периода немого кино. 'Красные дьяволята' нанесли чувствительный удар по зарубежным 'детективам' и ковбойским фильмам.