ТРАКТОРИСТЫ СССР МОСФИЛЬМ и Киевская к/ст 1939 г., 88 мин., ч/б оцифровка ТВ
Режиссёр: И. Пырьев
Композиторы: Дмитрий и Даниил Покрассы Текст песен: Б. Ласкин
В ролях: Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Пётр Алейников, Андрей Долинин
Ольга Боровикова, Владимир Колчин
лирическая музыкальная комедия
Бывший танкист Клим Ярко (Н.Крючков) приходит работать в колхоз, где трудится знаменитая бригада женщин-трактористов под руководством ударницы Марьяны Бажан (М.Ладынина). Опытный механик, Клим ищет пути улучшения работы трактористов, а между тем все чаще его взгляд останавливается на Марьяне… Один из популярнейших в свое время “сталинских мюзиклов”.
Страшное время 1937—51 для Пырьева - поистине триумфальное. Шесть Сталинских премий (абсолютный рекорд), звание Народного артиста, всенародная зрительская любовь. Пырьев нашел тип фильма, идеологически безупречный и надежный и плюс к тому, полюбившийся массовому зрителю. Пырьевский народный фильм (о народе и для народа) — лирическая музыкальная комедия, по существу киносказка о борьбе добра со злом, о стремлении героев к счастью, с неизменным финалом в виде свадебного пира. Замечательные песни, которые завтра пела вся страна, мажорные трудовые сцены, комические интермедии, лирическая стихия без края, боже упаси, никакой эротики. Социальные реалии, такие, как соревнование бригад, колхозные, оборонные проблемы, дружба народов были новым, современным фоном для вечных коллизий. И в центре светловолосая, голубоглазая, миловидная Марина Ладынина — главная актриса, муза, жена.
Именно по такой модели были созданы «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950). «Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. О Пырьеве говорят, что он стал одним из главных «идеологов и создателей лирической музыкальной советской кинокомедии, сделанной преимущественно на сельскую тему». Пырьев действительно был непримирим. Он отстаивал первородное право кинематографа быть интересным и занимательным. Любовь зрителей была для него одним из главных критериев. Считал, что лучшая режиссура – та, которой не видно, которая растворилась в актёрах, в созданных ими живых образах. Не признавал Пырьев вычурных ракурсов и режиссёрских ходов, сделанных ради того, чтобы продемонстрировать своё гениальное «я». Пырьев всю жизнь пытался делать простое человечное светлое кино. Неудивительно, что с таким посылом он находил отклик у зрителей. Но то, что комедии нужны советскому зрителю, надо было ещё доказать. Кому следует… Отснятые же с грехом пополам, «выбитые» фильмы, зачастую, беспощадно резались. Так, фильм «Трактористы» известен нам в сильно урезанном виде. Сам режиссёр писал, что не мог без боли смотреть эту картину. Из неё исчезли отличные актёрские сцены Бориса Андреева и Петра Алейникова, а также кадры, ещё более ярко создающие атмосферу грозовых предвоенных лет. Увы, этих кадров мы так никогда и не увидим.
Пырьев болезненно воспринимал упрёки в идеализации действительности. Режиссёр восклицал: «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссёров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, - это их дело… Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть». По сути, Пырьевым и другими режиссёрами в тридцатые годы был создан уникальный ни на что не похожий жанр. И он не имеет ничего общего с нуднейшими картинами соцреализма последующих лет.