Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ДНИ ТУРБИНЫХ

ДНИ ТУРБИНЫХ

Режиссер: Басов, Владимир

Актеры: А. Мягков, А. Ростоцкий, В. Лановой, В. Басов, П. Щербаков, О. Басилашвили, В. Титова, Б. Брондуков

 

ДНИ ТУРБИНЫХ 1976, 211 мин. МОСФИЛЬМ ТВ-спектакль

Режиссер: Владимир Басов

в ролях: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Владимир Басов, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Валентина Титова, Борислав Брондуков, Сергей Иванов, Лев Перфилов

драма по пьесе Михаила Булгакова

Тeлeвизиoннaя вepcия cпeктaкля "Дни Typбиныx". По словам писателя - это "изображение интеллигентно-дворянской семьи, волею судеб брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях "Войны и мира". Уникaльнocть этой пьесы cocтoит в тoм, чтo этo eдинcтвeнный cпeктaкль M.Бyлгaкoвa, пocтaвлeнный MXAT в 1920-e гoды и выдepжaвший пoчти тыcячy пpeдcтaвлeний пpи жизни aвтopa. Это кycoк жизни oбычнoй oфицepcкoй ceмьи нa пepeлoмe двyx эпox иcтopии Poccии, изoбpaжeннoй бeccмepтным пepoм Macтepa. Кoнeц 1919-гo, в paзгape гpaждaнcкaя вoйнa. Ha yкpaинe eщe xoзяйничaют нeмцы и гeтмaн, a вoкpyг Киeвa pыщyт пeтлюpoвцы. Ho yжe пpиближaютcя к yкpaинcкoй cтoлицe вoйcкa кpacныx. Для ceмьи Typбиныx, кaк и для вceгo pyccкoгo oфицepcтвa, двopян, этo былo вpeмя мyчитeльныx paздyмий и peшeний, вpeмя тpaгичecкиx пoтepь...

Все экранизации удавались Басову-режиссеру благодаря главной, пусть и малозаметной окружающим, черте его таланта: трепетному, поистине буквоедскому отношению к тексту. Приступая к экранизации пьесы Булгакова «Дни Турбиных», он вновь сделал ставку на тщательный перенос текста на экран. Кино получилось убедительное, местами вполне себе звездное (лучших Шервинского и Лариосика, чем Лановой и Иванов, до сих пор невозможно себе представить, да и остальные актеры, не исключая и самого лопоухого и носатого Басова в роли лихого штабс-капитана Мышлаевского, не подкачали).

Из классического текста пьесы исчезли, кажется, всего две вещи: «наступают банды красные» на турбинской печке заменены на «наступают на нас красные», да многострадальная фраза Мышлаевского в четвертом акте «я за большевиков, но только против коммунистов» исчезла (но она всегда исчезала, из любых инсценировок). Все остальное сохранено с дотошностью архивиста, и тут начинается самое интересное.

Фильм был практически положен на полку (в «Киноэнциклопедии» 1986 года «Дни Турбиных» упоминаются лишь в статьях, посвященных снимавшимся там актерам, — о лучшей картине Басова-режиссера нет ни слова). Дни Турбиных» — первый в отечественном кинематографе фильм, в котором о Белой армии говорилось не со снисходительностью победителей, не с жалостью к непонятливым дурачкам, даже не с сочувствием проигравшим в честном бою. Такое отношение к белым уже видел наш экран — и в «Сорок первом», и в «Служили два товарища» и в «Беге». Басов тихой сапой сделал совершенно другое, невероятное — впервые показал русскую армию образца 1919 года с откровенной, ничем не прикрытой приязнью. Интроверт Турбин, павлин Шервинский, упрямец Карась, даже готовый присоединиться к красным разночинец Мышлаевский — все, все они однозначно положительные герои. Никогда еще в нашем искусстве враги Советской власти не были столь обаятельными, милыми и добрыми людьми, но не специально обаятельными, милыми и добрыми — всеми эти качествами они обладали обыденно, по природе своей. Естественность уравнения «приличный человек — враг красных» была донесена Басовым с непринужденностью циркового клоуна: мол, что с меня взять, и так все ясно. Но мало того, что «Дни Турбиных» — первый русский фильм с подобной идейной окраской. По совершенно необъяснимой причине это и последний такой фильм в советском подцензурном кино.



Copyright © Kinopoint.ru