КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК
Режиссер: Птушко, Александр Актеры: В.Дружников Т.Макарова М.Яншин
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК (Уральский сказ) 1946 г., 83 мин., СССР Мосфильм Режиссер: Александр Птушко В ролях: Михаил Трояновский, Владимир Дружников, Михаил Яншин, Тамара Макарова, Анастасия Деревщикова, Алексей Кельберер, Лидия Дейкун, Валентина Кравченко сказка по мотивам уральских сказов П.Бажова. Государственная премия СССР, 1947; премия МКФ в Канне-1946 за лучшее цветовое решение Этот удивительный фильм создан по сказке П. Бажова «Малахитовая шкатулка - об уральском камнерезе с мятежной душой художника, которая заводит его в головокружительный и блистающий мир таинственной волшебницы - Хозяйки Медной Горы. Маленький Данила был самым любознательным из учеников старого Прокопьича, знаменитого мастера-камнереза. Прошли годы. Как и учитель, взрослый Данила (В.Дружников) чувствовал душу камня, умел общаться с редкими драгоценными породами, встречающимися в уральских горах. Однажды барыня приказала Даниле изготовить резную малахитовую чашу в виде цветка. Как завороженный не мог он ничего делать, ни о чем другом не мог думать, кроме как о каменном цветке, даже на свидание к своей невесте Катеньке перестал ходить. Старые мастера рассказали Даниле легенду о хозяйке Медной Горы (Т.Макарова), у которой был каменный цветок невиданной красоты. И решил Данила, что должен его увидеть. Пошел к хозяйке Медной Горы, а увидев каменный цветок, решил остаться и сделать свой. Данила так понравился своевольной владычице гор, что та не захотела его отпускать. Невесте Данилы, Кате, пришлось отправляться на поиски к Медной Горе... Быт уральских «камнерезов» соседствует в этом фильме с фантастическим подземным царством Хозяйки Медной горы. Уральские самоцветы переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Американский «Лайф Мэгазин» в рецензии написал, что фильм отснят «превосходным цветом с помощью секретной технологии». Таких «патентов» у А.Птушко было множество. Птушко делал фильмы, богато насыщенные специальными эффектами - некоторые были веселыми и красочными, другие - пугающими. Птушко вошел в историю киноискусства как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых уникальных возможностей кино. Творческим наследием мастера стал и ряд научно-популярных книг по вопросам трюковых и комбинированных съемок. В фильмах-сказках Птушко, более чем в других жанрах советского кино, были реализованы на практике новаторские технические решения и концепции, в их создании участвовали выдающиеся специалисты по комбинированным съемкам, декорациям, гриму. Формально не выходя за рамки жанра киносказки, Птушко в действительности был одним из немногих советских режиссеров, внесших крупный вклад в мировое фантастико-приключенческое кино, в частности, в чрезвычайно популярный на Западе жанр фэнтэзи. «Нью Йорк Таймс» поместила восторженную рецензию, где назвала фильмы и персонажи Птушко частью коллективной памяти россиян, наравне с тем, как творения Диснея - это неотъемлемая часть коллективной памяти поколений американцев. Фестиваль его фильмов был устроен в Лос-Анжелесе и в нью-йоркском Линкольн-центре. Птушко часто обращался к старинным легендам и сказкам, отражающим богатство русского дореволюционного прошлого. Ы периоды культурных крахов восстанавливаются архаические формы сознания, и в Советском Союзе, порвавшем с так называемой «буржуазной» культурой, реставрировалась эта архаика. И в специфическом жанре именно детской культуры неизбежны были удачи: происходило полное совпадение формы и содержания. В жанре сказки удача соцреализма была несомненной.
|
|
|