БАГДАДСКИЙ ВОР: АРАБСКАЯ ФАНТАЗИЯ THIEF OF BAGDAD, THE: AN ARABIAN FANTASY Великобритания – США, 1940; 1,42; АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ
Режиссеры: Майкл Пауэлл, Людвиг Бергер, Тим Уилэн
В ролях: Конрад Фейдт, Сабу, Джун Дюпре, Джон Джастин, Майлз Маллесон, Рекс Ингрэм, Мортон Селтен, Брюс Уинстон, Мэри Моррис, Хэй Петри, Аделаида Холл, Рой Эмертон
приключенческая сказка
1941 - ОСКАР: Лучшая работа художника, Лучшие визуальные эффекты, Лучшая операторская работа (цв).
Колоритная восточная сказка, похожая на цветные детские сны, такая же многослойная, яркая и искренняя. В славном городе Багдаде, в великолепном дворце, в атмосфере роскоши и неги жил молодой король Ахмет, наследник великого царя Гарун Аль Рашида. Был король Ахмет красив, и имел он 365 жен, но в душе короля не жила любовь. И не знал он проблем своего народа, потому что между королем и его подданными стоял великий визирь Джафар - колдун и интриган. Именно Джафар предложил скучающему правителю заманчивую идею переодеться бедняком и "инкогнито" совершить "познавательную" экскурсию по родному городу. А когда наивный Ахмет последовал совету своего "верного" визиря, коварный Джафар объявил короля сумасшедшим, приказал схватить его и бросить в темницу. В тюрьме Ахмет подружился с мелким воришкой Абу, и они вместе бежали в соседнее королевство. Там царственный изгнанник влюбился в юную принцессу, и принцесса ответила ему взаимностью... Но колдун Джафар решил помешать счастью влюбленных. Он наложил проклятье на Ахмета, ослепив юношу, а его товарища Абу превратил в собаку. Немало рискованных приключений пришлось испытать юным героям, но настоящая дружба и великая любовь оказались сильнее злого колдовства...
Все это происходит на фоне и красочных декораций, при участии талантливых актеров, одетых в роскошные костюмы, а также разбавлено впечатляющими (по тому времени) спецэффектами. Да, сейчас они все выглядят примитивно, но тогда показать огромную фигуру джинна, летящую над землей, или искусственную бурю так, как это сделано в «Воре», мало кто мог. Команде, создававшей спецэффекты во главе с режиссером Лоуренсом Батлером, действительно удалось много добиться. Сказка получилась пестрая, захватывающая и объединила в себе множество различных жанров, не потеряв при этом целостности. Философские, медленные, тягучие картины мусульманской жизни перемежаются быстрыми юмористическими моментами, а безмятежные и спокойные любовные сцены разбавлены хорошими классическими приключениями, похожими на тогдашние триллеры. Особо хочется отметить сцены с поразительными механизмами (игрушки султана, приготовленные для него Джафаром), которые породили фирменный стиль анимации Терри Гилльяма. Объяснением такому разнообразию жанров является то, что над фильмом работало только режиссеров - три человека, не говоря уже о сценаристах. Каждый, видимо, отвечал за свой фрагмент - и в результате фильм составлен из сцен, снятых совершенно по-разному, которые при этом складываются в безупречную картину.
Конечно, в успехе картины немалую роль сыграли и актеры. Один только воришка Абу чего стоит, роль, будто специально написана для ее исполнителя. Маленький мошенник, в исполнении юного индуса Сабу, получился хитрым, изворотливым, умным, простым снаружи, но непростым внутри. Актер неподдельно искренен и эмоционален на экране, что подтверждает глубокое сходство индуса Сабу со своим вымышленным персонажем. Очень мило звучат песни в исполнении Абу, написанные известным венгерским композитором Миклошем Ружей - идеально подходят ко всем сценам. Высокочтимый друг воришки – султан Ахмад в исполнении Джона Джастина, вполне мог бы заслужить славу секс-символа того времени. Роль правителя ему безусловно удалась. Его персонаж, благодаря мастерству актера, убедительно трансформировался в течение своей экранной жизни: из слабого, неуверенного в себе человека в достойного внука своего деда. Конечно, Джастину наиболее полно помог раскрыться и весьма интересный актер - Конрад Вейдт (Джафар), роль злодея как нельзя лучше подходит его характерной внешности. Коварный визирь Вейдта благодаря, видимо личным качествам актера, получился спокойным, уравновешенным и даже аристократичным. А вот среди мифических существ в сказке особо отличился актер - Рекс Инграм (Джинн) – он сознательно работал в эксцентричной манере. У джинна все, как и размер, немного преувеличено - говорит он громко, смеется оглушительно, чувства также всегда гротескно преувеличены. Именно поэтому довольно маленькая роль запоминается.