ТЕМА СССР 1979 1:34 Tv-rip
Режиссер: Глеб Панфилов
Актеры: Михаил Ульянов, Инна Чурикова, Станислав Любшин, Евгений Весник, Евгения Нечаева, Наталья Селезнева, Сергей Никоненко, Галина Ильина, Наталья Матвеева, Зинаида Петрова
драма
Берлинский МКФ-1987: “Золотой медведь””
“Тогда, в конце 70-х, идти своей дорогой становилось почти невозможно», - сказал Глеб Панфилов. Тем не менее, Панфилов не изменил себе. Сделал все от него зависящее. Пережил начальственные окрики. Отказался вносить поправки. Дождался 1986-го, когда картину сняли с пресловутой «полки», и восстановил все, что мог. Получил главный приз Западно-Берлинского фестиваля (1987). . Панфилов подвергает глубокому исследованию советское общество. Его занимает проблема Власти, ключевая для всякого социума.
«Тема» рассматривает власть духовную. В центре — несколько дней из жизни процветающего столичного драматурга Кима Есенина. Этот изолгавшийся приспособленец, приезжает в провинциальный город Суздаль — набраться творческих сил, покутить с молоденькой подружкой и старым товарищем, который пишет совсем плохо, а ведет себя совсем нагло (Евгений Весник). Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Здесь Ким встречает филолога Александру (Инна Чурикова), становится нечаянным свидетелем ее непростых отношений с непризнанным на родине писателем-диссидентом, отъезжающим в Израиль (Станислав Любшин)...
Противоречивая фигура драматурга Кима Есенина, впечатляюще сыгранная Михаилом Ульяновым, далека от хрестоматийных представлений о заслуженных писателях. Ким Есенин, не первый десяток лет растрачивающий свой талант в угоду конъюнктуре, олицетворяет собой процесс, порождаемый постоянными компромиссами в жизни и в искусстве, живучим принципом "кабы чего не вышло", желанием густо затушевать недостатки, обрисовать окружающую жизнь ослепительно-розовыми красками... Михаил Ульянов играет сильную личность. Ким Есенин на голову выше своих приятелей-беллетристов, поставивших свое перо на конвейер для получения очередного гонорара, которых нигде и никогда не мучают угрызения совести. Драма героя М.Ульянова в том, что пусть поздно, но понимает он, что нельзя так больше жить, нельзя писать вещи, нужные кому-то, а не самому художнику. Актер блестяще показывает, как в его персонаже борются две стихии: горькое прозрение, самобичевание и укоренившаяся привычка к "лауреатству". Привычка жить двойной "бухгалтерией" - вот это для себя или узкого круга "избранных", а это вот - для публики, "масс", - стала второй натурой Кима Есенина...
Глебу Панфилову всегда удавались женские характеры. Одну из главных ролей в "Теме" играет Инна Чурикова. Ее Александра по профессии - искусствовед, сотрудник местного музея. Скромная, сосредоточенная, в строгом костюме, безукоризненно владеющая французским, она как бы олицетворяет собой лучшие черты российской интеллигенции. Она, единственная из людей, окружающих Клима Есенина во время его выезда в провинцию, говорит ему правду об истинной, а не "номенклатурной" значимости его творчества, так как органически не способна лгать даже во имя сохранения добрых отношений.
Любовь к Родине, к тем безграничным заснеженным просторам, которые так бережно и вдохновенно снимает камера Леонида Калашникова, к шедеврам русской старины, к ценностям отечественной культуры звучит в "Теме" не через абстрактные понятия, а в человеческих судьбах, в конфликтах мировоззрений, Добра и Зла, искренности и фальши, правды и лжи.