ТАКСИДЕРМИЯ Taxidermia Венгрия-Австрия-Франция 2006 92 мин. АУДИО: ВЕНГЕРСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ и есть вар-т: АУДИО: ВЕНГЕРСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ
Реж: Дьёрдь Палфи
в ролях: Георгиу Троцани, Марк Бишоф, Иштван Гурица, Пирошка Молнар, Габор Мате
3 новеллы - арт-шок-трагикомедия/притча
Фильм представлен: Каннский кинофестиваль-2006, Торонтский кинофестиваль-2006, Лондонский кинофестиваль-2006. Будапештский кинофестиваль: Главный приз и др. призы. Трансильванский кинофестиваль: Лучший фильм, лучший режиссер.
Молодой режиссер Дьердь Палфи обратил на себя внимание своей первой картиной - «Икота», которая прошла по всем международным фестивалям и получила приз Европейской киноакадемии. Узнать автора этой тихой деревенской картины в хулигане, сделавшем шоковую «Таксидермию», совершенно невозможно. Фильм состоит из трех частей – про дедушку, про папу и про сына. Дедушка живет в деревенской глуши, сексуально озабочен и среди свинства и натуральных свиней зачинает сына (с атавистическим отростком в виде свинского хвостика). Сын – герой второй новеллы – вырастает из «свиненка» в «свина» и превращается в Тело. Огромное раскормленное тело, которое из своей неуемной потребности постоянно его насыщать становится чемпионом по быстроте и количеству пожирания пищи. В третьей новелле на авансцену выходит его сын, который получился хлипким и тщедушным, и профессией своей выбрал сдирать кожу с животных и делать из них чучела... Довольно противное – но безупречное кинематографически, прекрасно смонтированное и снятое зрелище.
Кровь и мясо — идеальное описание "Таксидермии". Даже пресс-кит фильма на каннском фестивале был сделан в виде куска мяса и запакован в пластиковые лоточки из супермаркета. Нельзя сказать, чтобы фильм открывал какие-то новые территории или как-нибудь особо изощренно говорил об отвратительном. Но после него долго не хочется есть, резать мясо и заниматься любовью. Антисемейная антисага, три поколения венгерских фриков, три истории об излишествах и обсессиях. Дрочащий солдатик, из члена которого то вырывается струя пламени, то звезды вылетают в небо. Специалист по обжираловке на скорость, участвующий в международных состязаниях. Сцена мастурбации при помощи дырки в заборе, секс на недавно разделанной поросячьей туше, новая техника рвоты и разделывание собственного тела — зрители в Каннах много раз стонали, но ни один человек не ушел с просмотра. Режиссер уверяет, что это фильм о человеческом несовершенстве и совершенстве.
События трех новелл происходят в трех эпохах: во время катаклизмов Первой мировой войны, в эпоху социалистического тоталитарного соревнования 50-х годов, в наше время. Первая новелла, кажется, списана с рассказов про «доблестного» Швейка, третья рассказывает об омертвении человеческих чувств, зато вторая получилась аутентичным приговором коллективисткой утопии и запоминается надолго. Кроме того, снова звучат темы жизни и смерти, сходства и различия человека и животного. Да, идея фильма вроде бы и не нова, но снято роскошно.
С одной стороны, вторая картина венгра стала более "обычной", т.е. тут есть диалоги, есть главные персонажи, но с другой – она такая же чертовски изобретательная. Она смешная, она провокационная, она ужасная, она отвратительная, она ирреальная, она гротескная... Конечно, картина может не понравится. Но это штучная работа, она ярко выделяется на фоне остальных. Но стоит предупредить, что фильм местами довольно натуралистичен.