Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ТЕОРЕМА

ТЕОРЕМА

Режиссер: Пазолини, Пьер-Паоло

 

ТЕОРЕМА (Теогеmа) Италия, 1968, 100 мин. АУДИО: РУССКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ (неубираемые) Режиссер Пьер Паоло Пазолини В ролях: Теренс Стэмп, Сильвана Мангано, Массимо Джиротти, Анн Вяземски, Лаура Бетти, Нинетто Даволи, Сусанна Пазолини. философская драма / метафизическая притча МКФ в Венеции-1968: премия за лучшую женскую роль (Лаура Бетти) Возможно, одна из самых противоречивых картин в истории мирового кино. Она вызвала взаимоисключающие трактовки, нападки на режиссера слева и справа, расколола представителей Ватикана на два лагеря: одни вручили Пазолини премию экуменического жюри, другие требовали очередного процесса над кинематографистом-богохульником. В среде критиков тоже был разброд — фильм называли то шедевром, то мистификацией. Он является символической, метафизической притчей. При всей простоте сюжета и притчевой заданности характеров героев смысл не прямолинеен, а наоборот — многозначен, иногда даже не читается, остается зашифрованными. В самом названии подчеркнуто, что каждый из зрителей должен приложить немалое усилие, чтобы доказать предложенную теорему. Лента четко делится на две половины, что связано с приездом и отъездом главного героя — чужестранца (Т,Стэмп), образ которого загадочен, амбивалентен. Под внешностью ангела, вероятнее всего, скрывается дьявол во плоти. Всех членов семьи крупного промышленника из Милана охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому незнакомцу. Она переживается как нечто фатальное, неизбежное — и вместе с тем желанное, мечтаемое. Это — порок, наваждение, болезнь. И в то же время — радость, счастье. Когда герой уезжает, никто не в силах пережить эту потерю. Для Пазолини образ чужестранца (даже если не считать его дьяволом) — словно осуществленная метафора тайных пороков и страстей благопристойных буржуа. Нужен был толчок, катализатор, позволяющий начать реакцию. Необходима лишь критическая масса, чтобы произошел цепной распад. Когда появляется незнакомец, семья уже морально готова к деградации, а ее глава отказался от управления фабрикой и вообще намеревается ее разрушить. И явление «дьявола-ангела» — это знамение. Но абсолютно не случайно, что Пазолини оставляет возможность для возрождения лишь служанке Эмилии (приз Л.Бетти в Венеции), бывшей крестьянке, пытающейся в покаянии, в милосердии к нищим и исцелении больных искупить свой «грех». Новая жизнь может быть уготовлена также простым крестьянам из ее родной деревни (среди них — и мать самого Пазолини), забавному Анджелино — не Ангелу, а всего лишь ангелочку, похожему на деревенского блаженного, юродивого, устами которого глаголет истина. Именно он приносит весть о прибытии чужестранца. А его следующее «благовещение» определит время исчезновения «дьявола», сделавшего свое дело. Теорема доказана — остается только применить ее на практике, при решении задачи. Категоричность идей Пазолини, верившего в конце 60-х годов (почти как бунтари 68-го года) в скорое уничтожение не принимаемой им системы, не оправдалась. Но художественная неоднозначность воссоздаваемого режиссером мира позволяет отнестись к этой картине как к одной из лучших в его творчестве.



Copyright © Kinopoint.ru