АККАТТОНЕ! /ACCATTONE!/ Италия 1961; 2,00; ч\б АУДИО: РУССКИЙ/ИТАЛЬЯНСКИЙ
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини ассистент: Б.Бертолуччи Оператор: Тонино Делли Колли Композитор: Йоганн Себастьян Бах
В ролях: Франко Читти, Франка Пазут, Сильвана Корсини, Паоло Гвиди, Адриана Асти, Ренато Капонья, Роберто Скаринджелла, Марио Киприани, Пьеро Морджа
драма/неореализм по роману П.П Пазолини
Гран-При: кинофест. в Карловых Варах. Участник Венецианского кинофест.
Первый фильм Пазолини, снятый в стиле классического неореализма, но со своим уже почерком, посвящен изучению дна Вечного города, мира нищеты и мелкого воровства. Аккатоне (Читти), молодой уличный сутенер-неудачник, ненавидящий любой труд, влюбляется в Стеллу и пытается найти работу, но в конце концов выбирает путь преступности. Воришка обречен с самого начала, так как он не из тех, кто выживает и добивается успеха на этом поприще. Фильм основан на собственном романе Пазолини и, возможно, отражает его жизненный опыт. Режиссер использует непрофессиональных актеров для создания более живых образов безнадежно мрачного окружения. Ассистентом был Бернардо Бертолуччи. Картина была показана на Венецианском фестивале 1961 года, и критики приветствовали ее как свидетельство возрождения итальянского неореализма. Однако собственный стиль Пазолини в монтаже и применении крупных планов, в использовании музыки Баха, призванной, по его словам, придать картине характер священнодействия, не позволяет безоговорочно отнести ленту к этому направлению.
Первые фильмы Пазолини - «Аккаттоне» и снятая следом «Мама Рома» в первую очередь, свидетельствовали о творческом претворении в новое время наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобразная культура, анализом которой дотоле кино не занималось.