НЭШВИЛЛ (США) 2:39 1975 NASHVILLE ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ
реж. Роберт Олтмен
Дэвид Аркин, Нед Битти, Барбара Бэксли, Кит Кэррэдайн, Джеральдина Чаплин, Аллен Гарфилд, Скотт Гленн, Джефф Голдблюм, Лили Томлин
трагикдмедия в жанре “короткий монтаж”
Спорный, антиромантичный, умелый и яростный разоблачитель - Олтмен дает в этом фильме свой музыкальный вариант атмосферы кошмара. Нэшвилл, столица музыки кантри. во время предвыборной кампании. Сплетаются судьбы разных людей - судьбы эффектные, смешные, жалкие или трагические: неудачница-журналистка, переутомленная “звезда”, нахальный грубиян, суперэнергичный импрессарио, а еще - человек на трехколесном велосипеде и другой - с пустым футляром от скрипки, девицы, на все готовые, лишь бы с ними заключили контракт, паразиты, спорщики, туземцы, обезумевшие фанаты, бродяги и, наконец, двое глухих детей. А под конец - сумасшедший ясновидец-убийца. Олтмен создал этот фильм как гигантскую музыкально-социологическую фреску, полифонический характер которой идеально соответствует сюжету, - в фильме насчитывается не менее 24-х ведущих персонажей, связанных с описываемой средой - индустрией музыкальной записи, но “Нэшвилл” привлекателен еще и другим - помимо сатиры на мир, охваченной жаждой секса, денег и власти - три основных устремления общества - пробивается глубокая нежность и ностальгия по истинно человеческому общению, что и находит свое воплощение в наиболее ярко выписанных персонажах, участниках этого захватывающего, мрачного праздника.
В своих фильмах Олтмэн дотошно воссоздает некую герметичную среду - Голливуд в "Игроке", американскую провинцию в "Коротком монтаже", карнавал парижской haute couture в "Прет-а-порте" - чтобы тут же выставить её на посмешище. В этом Олтману всегда помогают лучшие актёрские силы всего мира. Роберт Олтмен – один из двух режиссеров мира за всю историю кино (второй – Микеланджело Антониони), хранящих в своем архиве коллекцию из трех главных призов трех главных фестивалей. Каннскую "Золотую пальмовую ветвь" он получил за M.A.S.H., венецианского "Золотого льва" за "Короткий монтаж" и берлинского "Золотого медведя" – за "Буффало Билла и индейцев". Однако, хотя Олтмен и его фильмы многократно номинировались на "Оскар", он ни разу так и не победил в этом соревновании. Ничего удивительного. В Америке Олтмен тоже знаменит, но его иначе не называют как maverick (чудак-диссидент), notorious (скандально известен), аутсайдер и нарушитель голливудских правил игры. Он снял более 80 фильмов, половина из которых предана забвению, зато остальные стали классикой. Он всегда плевал на публику и говорил страшные слова о том, что работает не для нее – хотя сам был продюсером многих своих картин, а некоторые из них оказались весьма успешны. Только на старости лет Олтмен достиг такого положения и состояния, при котором ему уже не надо никому ничего доказывать. Даже в проходных фильмах он демонстрирует неиссякающий юмор, великолепный фэшн-дизайн и высочайший класс режиссуры, которую изучают в киношколах по кадрам.