Kinopoint |
||
КОРИДОР
Режиссер: Бартас, Шарунас Актеры: Е.Голубева КОРИДОР Литва/ФРГ, KINEMA при участии: TV-VENTURES (Берлин), WDR (Кельн), 1994, ч/б, 79 мин. БЕЗ СЛОВ Режиссер: Шарунас Бартас В ролях: Екатерина Голубева, Вячеслав Амирханян, Шарунас Бартас, Эймунтас Некрошюс, Мантвидас Янелюнас, Таня Давиденайте, Юрга Кураускайте, Алина Мишало, Видас Моркунас, Альгирдас Степонавичюс, Николай Заборовский. созерцательная экзистенциальная метафизическая притча Специальное упоминание жюри, приз C.I.C.A.E. МКФ в Турине 95; Большой Балтийский приз МКФ "Янтарная пантера" (Калининград 95); Премия ФИПРЕССИ МКФ Виеналле 95. Шарунас Бартас, европеец, живущий и между Вильнюсом и Роттердамом, - литовский режиссер, давно снискавший прочную славу в европейских киноманских кругах. Он живет где хочет, снимает что хочет и не испытывает проблем с финансированием (на литовские, французские, португальские деньги..). Ангельской красоты и дьявольского дарования мальчик, который многое понял еще до перестройки, а с ее началом уехал в Москву и стал любимым студентом Ираклия Квирикадзе в мастерской режиссуры ВГИКа. За 2года, по словам Квирикадзе, Шарунас хорошо если сказал пять слов. С самого начала он был абсолютным художником: жил и мыслил образами, испытывая мучительную растерянность, если приходилось кому-то что-то объяснять по поводу его творчества. В связи с кинематографом Бартаса, который вроде бы ничего принципиально нового не изобретал, а лишь развил кое-какие из достижений предшественников, как раз стоит говорить о незашоренности взгляда и тонкости слуха. Он возвращает кинематографическому видению естественность и непосредственность, которая, наверное, была свойственна первооткрывателям более ста лет назад, лишь только взявшим в руки допотопную кинокамеру. В какой-то степени можно сопоставлять опыт литовского режиссёра и с тем, что делают в современном кино, допустим, иранцы, прежде всего Аббас Кияростами, столь же неторопливо-медитативный и нутром чувствующий внутренний ритм всего сущего, что так и просится на экран. Кинематограф вновь получает свободу выражения, говоря как бы на природном своём языке, то есть при посредстве изображения. Оказывается, кино надо смотреть, а не слушать, хотя полифония звуков не менее важна, чем живопись образов. И в том, как Бартас отказывается от речи героев, нет никакого насилия над человеческим естеством. Как известно, прибалтам вообще присуща молчаливость и самоуглублённость. Создаётся впечатление, что люди в фильмах Бартаса не говорят, поскольку всё уже давно сказано. Еще один пример космополитичности искусства Бартаса – тот факт, что у него снимался французский режиссер Лео Каракс, а Бартас, в свою очередь снимался в «Поле Икс» Каракса, где также снялась соавтор и актриса Бартаса Катерина Голубева (оставившая след во французской культуре, снявшись также у К.Дени в «Мне не спится» и «29 пальм» Б.Дюмона). Первое впечатление от “Коридора” - Бартас заставил биться мертвое сердце постсоветского некрореализма, перед нами словно юфитовские персонажи, у которых - о чудо! - в глазах светится и переливается огонек жизни, и более того, которые не скрывают своих страстей, не теряя при том сдержанности и колоритности, эстетичности. Он создал собственный постсоветско-литовский поэтический реализм, (пост-)коридорно-кухонный... Фильм создан как мозаика ассоциативных воспоминаний и переживаний. Это философская притча об исчезнувшем социуме и поиске новых привязанностей, воссоздающая пространство коридора между "вчера" и "сегодня" со множеством скрытых дверей, о наличии которых не подозревают те, кто находятся внутри его стен. Безвольные и депрессирующие, они ищут свой угол и находят. 'В качестве своего идеала Ганс Шлегель (отборщик Берлинского международного кинофестиваля) назвал молодого литовца Шарунаса Бартаса, чей безумно талантливый и абсолютно несмотрибельный 'Коридор' перехватил Московский (XIX) фестиваль'. http://www.kinopoint.ru/film/index_353.html
|
||
Copyright © Kinopoint.ru
|