ВКУС САЙРЫ (Япония) 1:49 1962 SAMMA NO AJI / An Autumn Afternoon ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ
реж. Ясудзиро Одзу
в ролях: Тисю Рю, Сима Ивасита, Синитиро Миками, Кейдзи Сада, Марико Окада, Норико Маки, Харуко Сугимура
драма
"Вкус сайры" - прелестное неореалистическое кино, доброе и ироничное. Четверо друзей имеют давнюю традицию собираться по вторникам в рыбном ресторанчике. У каждого из четверых куча проблем: с повзрослевшими детьми, с собственными стариками, с бесом (который в ребро), etc. Один из четверки (в войну - старший офицер эсминца, а ныне топ-менеджер крупной корпорации) случайно сталкивается на улице со своим бывшим боцманом; тот нынче хозяином чего-то мелко-авторемонтного, так что иерархическая дистанция между ними примерно та же, что и была. Однополчане падают друг дружке в объятия и немедля закатываются в пустой по поздневечернему времени бар. Принимают на грудь по стакану бренди и, под немногословные воспоминания о "дымном небе над Окинавой", испрашивают по второму. Барменша, которую явно тоже что-то связывает с означенным "дымным небом", немедля занавешивает входную дверь табличкой "Closed" (иероглифами), лезет в какие-то свои захоронки под стойкой и ставит для ветеранов ветхую пластинку с императорским маршем - явно из тех, что лица более законопослушные исправно сдали в 45-ом по приказу оккупационной администрации в ходе демилитаризации страны. Некоторое время все трое в ностальгическом единении вслушиваются в "нашу славу боевую, нашей юности полет", после чего топ-менеджер высаживает - не закусывая - еще стакан и задумчиво резюмирует, с вполне себе иоселианиевскими интонациями: "Блин! Как же это мы, с такими песнями - и войну проиграть умудрились, а?" ..
"Вкус сайры" -последний фильм Ясудзиро Одзу. Его работы, грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии. Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Как считал мастер, люди должны радоваться и наслаждаться данной Богом жизнью. И хотя Одзу изображал темные стороны жизни, образы, которые он создал, оставляют все же у зрителя положительные чувства и даже чувства энтузиазма. Рассказывают картины Одзу о будничном - о семейной жизни, супружестве, каждодневных житейских мелочах, из которых вдруг прорастает поэзия жизни и кинематографа. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей.