БАРАБАНИАДА 1993 Россия 93 мин. Россия/Франция без слов ОЦИФРОВКА ТВ
Режиссер: Сергей Овчаров Музыка Бетховена, Моцарта, Малера, Гаврилина, Брамса, Верди, Россини, Щедрина, Римского-Корсакова, Бородина
Актеры: Андрей Ургант, Александр Половцев
немая трагикомедия/фантазия/клоунада
1993 - Премия им. А.Пиотровского за лучший сценарий, Премия им. Г.Козинцева за лучшую режиссуру Конкурса профессиональных премий к/с "Ленфильм" и Ленинградского отделения СК; Спец. приз жюри, Приз христианского жюри на МКФ в Москве; Гран-при "Золотой орел" МКФ в Тбилиси; Спец. приз жюри конкурса "Авторское кино", Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на КФ "Кинотавр" в Сочи; Приз КФ "Фестиваль фестивалей" в Санкт-Петербурге; Приз за лучшую режиссуру МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь"; Премия "Золотой Овен" лучшему режиссеру года; Приз кинопрессы лучшему режиссеру года; 1996 - Премия Берлинской академии искусств "Лучшему режиссеру киногода"
"Барабаниада" - это фантазия на тему мифов перестройки и нового времени.” - С.Овчаров.
Эта история современного русского Бастера Китона, попадающего с помощью своего огромного чудесного барабана из одной трагикомической ситуации в другую. Фильм сделан без единого слова, использована музыка Бетховена, Моцарта, Минкуса. Мусоргского, Гаврилина, Глинки.
"Барабаниада" прекрасно свидетельствует о творческой подвижности Овчарова. Маленький барабанщик из похоронного оркестра получил в дар от таинственного ожившего покойника огромный, чудесный барабан. Сценка на кладбище, с уморительными типажами из оркестра, идет под третью часть первой симфонии Малера, и от соединения этой издевательской музыки и юмористических бытовых зарисовок высекается воодушевляющая искра: сразу задан просторный интервал игры, точная мера комической точности. В следующей сцене ведется комическая война между бедным барабанщиком и его разъяренными соседями — причем звучит первая часть сороковой симфонии Моцарта. Тоже смешно. А дальше барабанщик уходит с барабаном на просторы родины... Барабан на протяжении фильма многократно превращается — в дом, стол, колесо, чан для белья, кухонную плиту. Каждый раз наблюдать за развертыванием того или иного трюка занятно. В Голливуде были специальные люди, придумывающие "гэги" — юмористические микроэпизоды действия. Овчаров среди них не ударил бы в грязь лицом. Взять хотя бы эпизод "барабанщик в столовой" — в киноинститутах можно показывать, объясняя, что такое комедийный трюк.
Много лет Овчаров мечтал рассказать миру о том, как человек может вступить в сверхъестественную связь с ударным музыкальным инструментом. Похоже, на этот раз Овчарова всерьез заинтересовала история, которую он рассказывает, не вдаваясь в обобщения. Он и сам говорит, что нет никаких социальных подтекстов в этой притче о мытарствах творческой личности. И это правильно: в «Барабаниаде» есть и творчество, и личность, и мытарства этой нескладной личности. В отличие от иоселианиевского "певчего дрозда", вконец исхалтурившегося в академической оркестровой яме, - этот кладбищенский гений сутками кружит над своим тотемом. И его нисколько не беспокоит, нужен ли он, бьют его или ублажают, кормят или травят. Он наверняка таков, каковы все блаженные во всем мире. Иное дело — барабан. Барабан-то и напоминает нам о нашей Родине, сынок. А Родину, как выясняется, можно употребить по назначению куда угодно и как угодно. Можно в ней жить. Можно трусы стирать. Можно на ней закусить чем Бог послал — то ли яичницей, то ли помоями. А можно из Родины извлечь такой нечеловеческой силы звук, что весь окружающий мир помчится на тебя кто с кольем, кто с дубьем — чтобы сдать непременно в дурдом. Где тебе, собственно, и место, потому что ты ее сирую зачем-то любишь. А она тебя — не всегда. Барабан трусливо откатывается в сторону, когда на героя из лесу выходит враг. Барабан таит в себе волшебной красоты и непомерной цены клад — но преподносит он это сокровище не нищему другу, а злобному таможеннику. Вот оно — коварство в ответ на любовь. Смотреть фильм "Барабаниада" как кинокомедию позволительно двум категориям граждан бывшего СССР: безнадежным оптимистам и рефлексирующим русским интеллигентам. Первые ни за что не опознают себя в овчаровских шизиках, а вторые придут в восторг от неизбежной радости узнавания. С изрядной долей профессионального кокетства Сергей Овчаров утверждает, что "Барабаниада" сработана намеренно непрофессионально, дабы ее восприняли нескладной и бомжеобразной. Стало быть, все без исключения фестивальные жюри, присуждавшие Овчарову призы за режиссуру, оценили эту его преднамеренность по заслугам.