О ПРАЗДНИКЕ И О ГОСТЯХ О slavnosti a hostech Чехословакия, 1966, 71 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ЧЕШСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ
реж. Ян Немец
в ролях: Иван Выскочил, Ян Клусак, Иржи Немец, Павел Босек, Эвальд Шорм,Карел Марес
метафорическая драма, памфлет, «кафкианская» притча
Легендарная лента чешской “новой волны” - «кафкианская» притча о механизмах Власти, о Палачах и Жертвах тоталитарного общества, решенная в эстетике «под документ». На экране разыгрывается жестокая игра с вовлечением некой веселой компании в импровизационный суд, где всем правит Хозяин – распределитель ролей палачей и жертв.
Убедившись, что ему не дадут снять "Превращение" по Кафке, Ян Немец вместе со своей женой Эстер Крумбаховой, режиссером и художницей, знаковой фигурой чешского сюрреализма 60-х, принимавшей участие в подготовке самых престижных фильмов чехословацкой "новой волны" ("Маргаритки" и др.), в рекордные сроки и с минимальным бюджетом снимает один из самых острых и дискутируемых фильмов 60-х гг. "О празднике и о гостях". В качестве исполнителей этого насыщенного кафкианскими мотивами памфлета о механизмах тоталитарной власти он приглашает режиссера Э. Шорма, композитора Я. Клусака и других известных деятелей современной чешской культуры, что придает картине провоцирующую политическую значимость. Этот фильм Немца не имел ничего общего с его знаменитым "галлюцинаторным" дебютом “Алмазы ночи”. Он был снят в скрупулезно педантичной манере, имитирующей документальность происходящего. Эффект документальности постоянно поддерживался за счет стилизации мимики, жестов, костюмов, декораций, мизансцен и т.п. под документальные снимки фашистских боссов, сцен насилия во время войны во Вьетнаме, собраний, демонстрирующих иерархический порядок (прием по случаю вручения Нобелевской премии и др.).
История начинается совсем обычно. Веселая компания погожим летним днем направляется в гости к пригласившему их владельцу виллы. Дорогой приглашенных останавливают странные люди и вынуждают принять участие в импровизированном суде. Компания раскалывается. Кто, ощущая угрозу, соглашается, кто слабо протестует. И только один человек отказывается подчиниться произволу. Атмосфера накаляется, но положение спасает появившийся Хозяин, любезный и вежливый, который ведет компанию к уже накрытому столу, где оказывается, что именно он был инициатором нападения и что все только начинается. Каждое новое условие Хозяина последовательно разрушает дружеские и семейные связи, унижает достоинство присутствующих. И все тот же один-единственный человек из всей компании в знак протеста покидает компанию и рассерженного Хозяина, который предлагает присутствующим догнать и вернуть ушедшего, инициируя травлю на человека. Жестокая игра, правила которой диктует Хозяин дома, становится узнаваемой и приобретает вселенские масштабы. Принимая или не принимая правила игры, человек обрекает себя на роль либо палача, наслаждающегося властью, либо жертвы, униженной и оскорбленной, воплощающей в себе бессилие, страх, робость, трусость. Других ролей, по убеждению Немца, в игровом обществе XX века не предусмотрено. В условиях, когда одним дано все, а другим ничего, робким героям — жертвам остается лишь одна свобода — мечтать. Подобным ощущением жизни и мира пронизана художественная ткань большинства его фильмов.
Ян Немец - один из ярких представителей чехословацкой "новой волны". Художественный мир Немца изначально был отмечен синтезом трех влияний — Достоевского, Кафки и сюрреализма, что всегда накладывало особый отпечаток на каждый его фильм. Через все творчество Немца проходит тема "униженных и оскорбленных", мотив деления человечества на "преследуемых и преследующих, характерная для многих фильмов чешской "новой волны" кафкианская атмосфера ситуации без выхода, экзистенциальной трагической тщеты.