ТРИ ИСТОРИИ
Режиссер: Муратова, Кира Актеры: Р.Литвинова, И.Охлобыстин, Н.Бузько, С.Маковецкий
ТРИ ИСТОРИИ Россия 1997; 1,49 АУДИО: РУССКИЙ Режиссер: Кира Муратова В ролях: Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Алексей Шевченко, Лиля Мурлыкина, Иван Охлобыстин, Наталья Бузько, Александра Свенская, Леонид Кушнир, Жан Даниэль, Сергей Четвертаков, Тамара Демченко, Эльвира Хомюк, Альбина Скарга Памяти Сергея Аполлинарьевича Герасимова посвящается. трагикомедия/гротеск Кинотавр: Гран-при; Специальный приз за режиссуру. Фильм состоит из трех киноновелл. Интеллигент (Маковецкий) убил свою соседку по коммуналке и пришел в котельную к бывшему однокласснику Гене, чтобы ее сжечь. Тут-то на него и насели гомосексуалисты. А в это время медсестра Офелия (Литвинова) мстит всем матерям на свете за то, что ее собственная мать бросила маленькую Офелию в роддоме. Чужую молодую мать она душит чулком, а свою топит в Черном море. А в это время старый дедушка (Табаков) не разрешает пятилетней соседской девочке гулять на улице, и за это она дает ему водички с крысиным ядом. Все эти три истории - не о смерти, а о Кире Муратовой. Муратова - единственный живущий русский режиссер, к которому понятие "гений" применимо в абсолютном смысле, как если бы она была художником XVI века. Гений - это когда смотришь и не понимаешь, как такое возможно. Фильмы Муратовой не подчиняются никаким требованиям - ни реализма, ни психологии. Их герои говорят с неправильной интонацией, по много раз одно и то же. Все куда-то сдвинуто - в сторону от нормы, в какую-то засасывающую пустоту. Фильмы Муратовой - это комедии о мире, давно созревшем для апокалипсиса, но не заслуживающем даже его. Поэтому там все по-прежнему прекрасно. Пройдя за 30 лет и 8 фильмов через все круги жизни и ближнего поднебесья, Муратова в "Трех историях" дошла до ада. Заглянула - а там яркий день, синейшее небо, детишки резвятся, птенцы поют. Тот свет залит ослепительным этим светом. В нем все видно, даже чересчур отчетливо. Видно, например, что русской духовности никакой нет, а настоящая витальность по определению бездуховна. Досматривая агонию Табакова, с трепетом понимаешь, что Муратова - большой художник не-гуманист. Как говорила неземная Рената Литвинова в "Трех историях": "Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я поставила бы ноль". Проще всего было бы сравнить фильм с чем-то вроде "Баек из склепа" но Муратова не была бы Муратовой, если бы не превратила сюжеты, достойные пера криминальной хроники, в настоящий шедевр кинематографии. Только смотреть и слушать надо очень внимательно - в картине нет ничего случайного или лишнего. Это касается мизансцены, выбора натуры, предметов, декораций, цвета, музыки, текстов, темпа - сравнить это можно (если отбросить само действие) только с гибридом живописи и музыки, создающим совершенно уникальное, ни с чем несравнимое психоэмоциональное восприятие. Браво!
|
|
|