БОУЛИНГ ДЛЯ КОЛУМБИНЫ 2002, 120 мин. Канада / США / Германия АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ
Режиссер Майкл Мур
В ролях Майкл Мур Джордж Буш Билл Клинтон Мэрилин Мэнсон Крис Рок Чарлтон Хестон Дик Чейни Сальвадор Альенде Адольф Гитлер Джозеф Либерман Дик Кларк Джеймс Николз
Мэтт Стоун Барри Гласснер Ричард Кастальдо
документальный трагифарс / социологические зарисовки на тему насилия Мы нация помешанных на оружии или мы просто психи?
Премия “Оскар” Майклу Муру и Майклу Доновану за “лучший документальный фильм” 2003
Специальный приз жюри, “55th Anniversary Prize” на 55-м Каннском фестивале 2002 Премия “Сезар” за “лучший иностранный фильм” 2003 “Independent Spirit Award” (США) 2003 Приз публики Майклу Муру на фестивале в Сан-Себастьяне 2002 WGA Award (Screen) Майклу Муру за “лучший сценарий документального кинофильма” от Гильдии сценаристов США 2003 Приз публики Майклу Муру на Фестивале документального кино в Амстердаме 2002 Приз публики Майклу Муру на Атлантическом кинофестивале (Галифакс, Новая Шотландия, Канада) 2002 Приз публики Майклу Муру на фестивале в Бергене (Норвегия) 2002 Приз публики Майклу Муру на фестивале в Сан-Паулу (Бразилия) 2002 TFCA Award за “лучший документальный фильм” от Общества кинокритиков Торонто 2002 People’s Choice Award (3-е место) на фестивале в Торонто 2002 Most Popular Film на фестивале в Ванкувере (Канада) 2002 Призы за “лучший документальный фильм” от Чикагского общества кинокритиков (2002), Ассоциации кинокритиков Далласа (2003), Кружка кинокритиков Флориды (2003), Кружка кинокритиков Канзаса (2003) и др.
20 апреля 1999 года было обычным днем в жизни Соединенных Штатов Америки. Фермер возделывал свою борозду. Молочник разносил молоко. Президент бомбил очередную страну, имя которой его подданные не могли произнести. А в городке Литтлтон, штат Колорадо, два паренька пошли в шесть утра играть в боулинг.
Примерно с такой хроники событий начинается документальный фильм Майкла Мура «Боулинг для Колумбины», и всем известно, чем это кончилось: президент усилил бомбардировки, а пареньки из боулинга пошли в школу и открыли огонь из автоматического оружия; 13 человек убили, 23 ранили. Немного погодя Майкл Мур открыл счет в банке, обещавшем каждому новому клиенту ружье в подарок, и начал расследование одного из основных инстинктов американцев — страсти к оружию (ну и ее связи с другой страстью, боулингом). Расследование привело Мура на съезд NRA (Национальной ассоциации оружия), на выступление комика Криса Рока, на партизанское стрельбище, в гримерку к Мэрилину Мэнсону, домой к Чарлтону Хестону и еще в массу других интересных мест, где Мур, очкастый толстяк, не снимающий красной бейсболки, ко всем приставал с расспросами, прикидываясь то дурачком, то сообщником. Тут надо сказать, кто такой Мур. Профессиональный провокатор, чуть ли не год продержавшийся в десятке бестселлеров The New York Times с книжкой «Тупые белые мужчины… и другие позорные оправдания положения в стране», автор скандального документального фильма «Роджер и я» (1989) о том, как Мур, уроженец города Флинт близ Детройта, пытается пробиться к гендиректору General Motors, чтобы спросить, почему закрыли завод в его родном городе. Когда пятнадцать лет назад зрители хохотали над эскападами этого Кандида из Мичигана, казалось, что Мур изобрел чуть ли не новый жанр — документальной сатиры. Хотя что-то в этом было сомнительное: сатира подразумевает, что режиссер знает ответы до того, как задает вопросы. За эти годы Мур как будто понял, что не знает ответов. Поэтому в «Боулинге», исключительно развлекательном несмотря на пугающую тему, у него вышла не сатира, а настоящая трагикомедия: с пафосом, ужасом, кровью и хохотом. Фильм пробуксовывает на глобальных обобщениях, когда, например, под песню Армстронга “It’s a Wonderful World” показываются зверства американской военщины, и завораживает общением с обычными американцами. Толстяк не смущаясь задает им вопросы типа «Почему количество оружия на душу населения в Штатах и Канаде примерно одинаковое, но в Канаде им убивают в год 165 человек, а в Штатах — 11127»? А люди не отвечают. Молчат. И он молчит. И мы молчим. А действительно, почему?
«Документальное кино – особый жанр киноискусства. Место драматурга здесь занимает жизнь. Тут нельзя выстроить мизансцену, более подробно проработать диалоги главных персонажей, отшлифовать изображение. Глубинное миметическое свойство кинематографа в документалистике выходит на первый план, заменяя собой всё остальное. Перед нами не попытка воссоздания реальности, а сама реальность во всех своих, зачастую негативных, проявлениях...» (Станислав Никулин, Kinomania.Ru)
Майкл Мур: “После того, что произошло в Колумбине, казалось, все сошлись во мнении, что единственной причиной этой бойни был Мэрилин Мэнсон, музыку которого якобы слушали убийцы”. Мэрилин Мэнсон: “Когда ребенок взрослеет, музыка становится для него способом бегства от мира. Поэтому я считаю себя неподсудным. Купив альбом, ты не будешь чувствовать себя униженным из-за своей манеры одеваться, наоборот, он поможет тебе справиться с этим состоянием”.