БРАТ 2 . Россия 2000 122 мин.
Режиссёр Алексей Балабанов
В ролях: Сергей Бодров-мл., Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова, Александр Дьяченко, Гари Хьюстон, Рей Толер
саундтрек: Земфира, БИ-2, Океан Ельзи, Чичерина, АукцЫон, Бутусов, Сплин, Крематорий, Агата Кристи, Маша и Медведи
криминальная драма
Участвуя в программе на телевидении, Данила Багров встречает своих друзей по Чечне. Одного из них внезапно убивают. Данила знает, что у убитого были неприятности из-за брата - хоккеиста, играющего за американский клуб. Данила должен разобраться. Теперь его фото ходит по рукам русской и американской мафий. Новоявленные "Аль Капоне" с ужасом осознают, что нарвались на настоящего профессионала. . .
В первом "Брате" Данила словно бы говорит: "Я пришел ниоткуда, то бишь из книжки, мне не нужен никто, я буду один, по Беккету или по Кафке". В том фильме был замечательно точно подведен итог духовных исканий позднесоветской интеллигенции. Данила Багров - собирательное дитя оттепели! Оттепель объявила недавнее национальное прошлое тотальной ошибкой. А как жить в ситуации тотальной ошибки? А вот так: во всем сомневаясь и от всего дистанцируясь.
Второго "Брата" Балабанов целиком сделал из социального воображаемого большинства народонаселения страны. А свои предыдущие работы он делал из локальных фантазмов грамотного меньшинства. Это важная метаморфоза. В случае кинематографа, в случае не маргинальной, но массовой национальной культуры, речь непременно должна идти о социальном воображаемом большинства. Социум, который принимается агрессивно навязывать этому самому молчаливому большинству Беккета с Кафкой, и власть, которая блокирует материализацию коллективного бессознательного низов, обречены.
Балабанов безукоризненно играет крупностями, образцово работает с монтажным ритмом, со временем, с поступательным движением сюжета. Кроме того, у Балабанова звериная социальная интуиция, немногим хуже киромуратовской. Однако в 90-е Балабанов, как и многие хорошие люди, был элементарно растерян. Но вот его пытливый ум выловил нечто из окружающего воздуха, но вот его умелые руки это самое нечто оформили - получилась картина "Брат", которая ставит диагноз сорока годам отечественной истории. Балабанов увидел тупик и растерялся еще больше. Испугался прежнего себя! Испуганный, прислушался к едва оформившемуся социальному воображаемому нового типа. Второй "Брат" сделан из коллективного недовольства и массовидной агрессии, только из них. Это был очень сильный и даже высокохудожественный ход. Балабанов произвел замену одного типа бессознательного на другое. Он построил двухчасовую ленту на одной единственной эмоции. Интеллигенция испугалась, а народ приобщился к этому национальному кинопродукту. Впервые за много-много лет. Вот что такое массовидная эмоция.