МАЛЫШКА ЛИЛИ La Petite Lili Франция 1:39 2003 АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Клод Миллер
В ролях: Людивин Санье, Робинсон Стивенен, Николь Гарсиа, Бернар Жиродо, Жан-Пьер Мариель, Мишель Пикколи, Жюли Депардье
лирическая драма по мотивам пьесы А.П.Чехова “Чайка”
Каннский кинфоестиваль-2003: Официальная программа. Кинофестиваль в Чикаго-2003: Лучшая актриса (Л.Санье)
“Monsieur Cinema”: Картина "Малышка Лили" - это признание в глубокой любви к миру кино, и особенно к актрисам… Похоже, и для самого Клода Миллера, как и для Жюльена, кино иногда значит больше, чем жизнь. Эта идея соблазнительна, как сама Малышка Лили”.
На премьере в Каннах уже через несколько минут после начала фильма искушенные зрители поняли, что известный режиссер Клод Миллер вполне добросовестно и грамотно осовременивает чеховскую "Чайку". Собственно чайка так ни разу и не появляется на экране, зато очень деликатно вместо декадентской пьесы фигурирует авангардная короткометражка, а известный режиссер записывает в тетрадку "сюжет для небольшого фильма". Герои чеховской пьесы живут в современной Франции, снимают фильмы и спорят о кино. Из загородной усадьбы действие переносится на парижскую киностудию, и там Треплев (его назвали Жюльеном) делает свой дебютный фильм о поруганной любви, герой которого в финале стреляется.
Итак, знаменитая и немолодая актриса Мадо (Н. Гарсиа) отдыхает в Бретани на берегу озера в собственном поместье вместе с очередным любовником Брисом (Б.Жиродо), режиссером ее последних фильмов. Ее сын Жюльен (Р. Стевенен) хочет стать режиссером. У талантливого и независимого Жюльена весьма непростые отношения с матерью, кроме того, он влюблен в юную Лили (Л.Санье). Девушка в свою очередь мечтает стать актрисой и скоропостижно влюбляется в Бриса... Зря вы полагаете, что режиссер так и будет трогательно следовать за Чеховым до самого финала. С этого момента все идет по новому пути...
Из интервью с Клодом Миллером: - ... меня поразило, что персонажи “Чайки”, люди театра и литературы, жившие в XIX столетии, по своим чувствам и тревогам так близки нам, кинематографистам XXI века. Там, в пьесе, словно отражалась и моя жизнь. И я почувствовал, что здесь есть материал для фильма - не прямой экранизации, а "по мотивам". Меня заинтересовало, что будет, если взять этих персонажей и поместить в наш мир? В тот мир, в котором я работаю и которым живу, - мир кино. Эти русские персонажи мне показались актуальными для любого времени и любой страны. Так Нина Заречная стала Лили, Треплев - Жюльеном, Аркадина - Мадо, Тригорин - Брисом, Сорин - Симоном, а Маша - Жан-Мари._ - Когда я закончил первую половину и Нина Заречная (Лили) - уехала в город, я почувствовал, что, если продолжать следовать букве пьесы, получится просто еще одна постановка "Чайки". А я совсем не этого хотел. Кроме того, когда Чехов написал роковую фразу "Треплев стреляется", он ведь продолжал заниматься своими будничными делами - пошел выпить чаю или лег спать. Он продолжал жить со своим счастьем или со своим горем, словно ничего не случилось. И я подумал о привилегии, которой обладают только художники, творцы собственных миров: они могут использовать собственные страдания, счастливые или трагические коллизии своей жизни в своих произведениях. Это характерно для многих людей искусства. И я подумал, что, если показать на экране, что наш Треплев снимет фильм о своем возможном самоубийстве, расцелует Лили, которая сыграла в этом фильме себя, и они отправятся пить шампанское по случаю окончания съемок, это не будет изменой Чехову. Жюльен стал режиссером и воплотил драму своей любви в свою картину. А застрелить себя доверил своему персонажу. Это более в духе нашего века.
...Не знаю, повлиял ли на меня Трюффо, но мы оба всегда любили персонажей не идеальных, у которых есть как достоинства, так и недостатки. Как у всех нас. А еще мы оба стараемся не осудить людей, а понять, почему они таковы.