БРАТ Россия 1997 1:35
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов, Мария Жукова, Ирина Ракшина, Сергей Мурзин, Анатолий Журавлев, Игорь Шибанов, Андрей Федорцев
криминальная драма
Российский бестселлер 90-х, приобретенный для проката более чем двадцатью странами мира. Демобилизованный из армии Данила Багров (С.Бодров-мл.) возвращается в родной город. Скучная, однообразная жизнь провинции не может устроить крепкого русского парня, и он решает поехать в Питер, испытать себя. Тем более, что там, по слухам уже давно процветает его старший брат (В.Сухоруков). Но «новая русская» жизнь северной столицы оказывается слишком неожиданной, а родной брат Данилы зарабатывает на жизнь заказными убийствами. Даниле предстоит многое узнать и со многими разобраться...
"Брат-1" и "Брат-2" стали одними из самых успешных картин десятилетия, но реакция на них была неоднозначна: одни увидели в Даниле Багрове нового национального героя, другие обвиняли режиссера в пропаганде фашизма и разжигании национальной розни.
А.Балабанов: “Я хотел показать человека, с одной стороны, простого, с другой - далеко не однозначного. Данила делает много такого, чего в нормальной жизни делать нельзя. _ Например, он убивает. Это вообще другое поколение - поколение тех, кто был на войне, кто убивал. Люди, прошедшие войну, и в мирной жизни думают по-другому. Человек привыкает ко всему, как известно. Убив в первый раз, он переживает, наверное. Убив во второй, переживает меньше. А нажав на курок в 28-й раз, не переживает вообще. К тому же ребята, воюющие на Кавказе, чужих обычаев насмотрелись. Вот вы, к примеру, сможете барана зарезать? Не сможете. И я не смогу. А на Кавказе это считается достоинством”.
На первых порах Балабанов занимался порочным, безумным делом, которым всегда занимаются эстеты: тиражировал элитарное (экранизировал Бэккета, Кафку). И первый "Брат” является логическим продолжением: он предъявил как раз элитарного героя. Грубо говоря, в образе Данилы Багрова зашифрованы потребитель Беккета, потребитель Кафки и герой знаменитого романа Камю. В первом "Брате" последовательно воспроизводятся отчужденность с дистанцированностью. Герой фильма - именно посторонний. В те времена умело и агрессивно проектировалась страна посторонних. Бестрепетно расстреливая окружающих людей из пистолета, Данила дистанцируется от них, такая вот метафора.