НА 10 МИНУТ СТАРШЕ: ВИОЛОНЧЕЛЬ Ten minutes older: The Cello Великобритания/Германия, 2002 92 мин АУДИО: РУССКИЙ/РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ (ИТАЛЬЯНСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, ВЕНГЕРСКИЙ); СУБТИТРЫ: РУССКИЕ режиссеры: Бернардо Бертолуччи, Клер Дени, Майк Фиггис, Жан-Люк Годар, Иржи Менцель, Фолькер Шлендорф, Иштван Сабо, Майкл Рэдфорд
в ролях Валерия Бруни-Тедески, Ирм Херманн, Рудольф Грушинский, И.Бигелау
киноальманах-8 мини-драм-киноразмышлений
История о воде (Histoire d'eaux), Бернардо Бертолуччи О времени 2 (About Time), Майк Фиггис Один миг (One Moment), Иржи Менцель 10 минут спустя (Ten Minutes After), Иштван Сабо Поезд на Нэнси (Vers Nancy), Клер Дэни Озарение (The Enlightenment), Фолкер Шлендорф Помешанный на звездах (Addicted to the Stars), Майкл Редфорд Во тьме времени (Dans le noir du temps), Ж-Л Годар Вторая часть задуманного Вимом Вендерсом киноальманаха получилась в целом более удачной, чем «Труба». Новая партия творцов, оставивших свои белоснежные автографы в истории альманаха, отнеслась к заданию поразмышлять о скоротечности времени гораздо ответственней. Если «Труба» выглядела немного несобранной и разноголосой, то в «Виолончели», безусловно, разные голоса мастеров выстроились в правильную хоровую линейку. Бернардо Бертолуччи, классик итальянского кино, снял индуистскую притчу «История о воде», в которой, помимо глубокого философского смысла, поражает прежде всего световое решение: например, колонна иммигрантов издалека напоминает водопад. Британец Майкл Фиггис, который и без того постоянно экспериментирует со временем в кино, по неискоренимой своей привычке расчленил экран на четыре части, и каждому экранчику придал свое временное разрешение. А классик чешского кино Иржи Менцель в отведенные 10 минут втиснул всю жизнь человека (это его постоянный актер, легенда чепшского кино Р. Грушинский - Менцель собрал кадры с ним от юноши 40-х до старца 00-хюю хорошо, что Грушинский еще жив! Фильмы Менцеля, прикл. солдата Швейка, «Сжигатель трупов» Ю.Херца - это удивительный актер.) Монтажная нарезка крупных планов актера Рудольфа Грушинского в разном возрасте проходят как одно мгновение. Жизнь - 10 минут - один миг: в этой цепочке временные промежутки, настаивает режиссер, равнозначны и равноценны. Новелла Майкла Рэдфорда «Помешанный на звездах» очень похожа на разыгранный в лицах синопсис полнометражного фильма. В далеком будущем космонавт возвращается из длительного космического полета, который продолжался 40 лет. За все это время его тело постарело всего лишь на 10 минут. Он идет навестить своего сына, уже глубокого старика, чтобы сказать ему последнее прости. Но главную партию в этом согласном хоре мастеров киноискусства исполняет, безусловно, немец Фолькер Шлендорф. Закадровый голос читает знаменитое размышление о времени Святого Августина. Параллельно с этим зрителю предоставляется возможность посмотреть на мир глазами комара и прожить вместе с дребезжащим насекомым его короткую и бессмысленную жизнь. 10 минут - от рождения до смерти назойливого спутника человечества. Но в жизни комара не больше смысла, чем в жизни человека, который также вслепую летит на свет и неизменно погибает, нередко унося с собой в небытие чужие жизни. {В фильме снялась Ирм Херманн - постоянная актриса Фассбиндера (молчаливая служанка в «Горьких слезах П. фон Кант) - которая была безнадежно влюблена в режиссера и оставила кинематограф после его смерти. Но у Шлендорфа снялась.} Последняя новелла сборника, «Во тьме времени», снятая 74-летним идеологом французской «новой волны» Жаном-Люком Годаром представляет из себя квинтэссенцию визуальных размышлений о времени. Годар подбрасывает доверчивым зрителям настоящую шкатулку Пандорры, в которой, кажется, спрятаны все ужасы мира: последние минуты молодости, славы, мыслей, памяти, любви, тишины, истории, страха, вечности, кино (используя фрагменты его знаменитых фильмов 60-х гг.) Такая концентрация для 10 минут страшна, но «разводить» этот экстракт, кажется, еще страшнее.