ЛЮБОВНИКИ (Les amants) Франция, 1958, 90 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ
Режиссёр Луи Маль Использована музыка Иоганнеса Брамса
В ролях: Жанна Моро, Жан-Марк Бори, Ален Кюни, Жюдит Магр, Хосе Луис де Вильялонга, Гастон Модо, Жоржетт Лобб, Клод Мансар
экзистенциальная любовная драма/”новая волна” по роману Доминик Виван «Там, где следующий день
Спец. приз на МКФ в Венеции
Выдающийся фильм Луи Маля начинаешь смотреть как современную вариацию на тему «Опасных связей», или же в качестве предвосхищения экранных открытий М. Антониони. Но фильм «Любовники» не только вырастает за рамки обычной любовной драмы о том, как Жанна Турнье (Ж.Моро), тридцатилетняя жена успешного издателя Анри Турнье (он намного старше её по возрасту), имея маленькую дочь, завязывает роман с молодым журналистом Бернаром Дюбуа-Ламбером и готова забыть обо всём ради этого внезапного озарения чувств. Во второй половине повествования режиссёр уходит и от достаточно ироничного и слегка циничного описания нравов французских средних буржуа в конце 50-х годов. Ныне может показаться даже странным, что тогда Маль умудрился шокировать публику, и из-за его довольно скромной (по сегодняшним моральным нормам) картины разгорелся скандал, хотя самым вызывающим в ней до сих пор остаётся своего рода «тихий протест» влюблённых героев против действительности, в которой нет места для их любви. Именно благодаря этому вневременному мотиву некоего постоянного и неизменного ощущения покинутости и бесприютности человеческих чувств лента «Любовники» вдруг приобретает несомненное метафизическое измерение. И по данной причине оказывается важным звеном в неделимой кинематографической цепи между творениями М. Карне, Ж. Кокто и, например, «В прошлом году в Мариенбаде» А.Рене. Потому что и Маль относится к любви как к одной из исключительных возможностей для экзистенциального прорыва человека далеко за пределы ему уготовленного раз и навсегда существования среди узнаваемых примет ежедневного быта, чтобы где-то обрести в абсолютно ином мире подлинное бытие своего неугасимого духа. Главные герои «Любовников» предпочитают сбежать прочь и затеряться в темноте, надеясь только на то, что впереди замаячит пока ещё не ясная перспектива. В этом символическом ряду будущий рассвет и следующий день воспринимаются чуть ли не как давно искомый Рай, откуда человечество было изгнано тоже из-за любви, но согласно логике познания всего сущего, должно бы вернуться туда благодаря этой же греховной и невинной, великой и непреходящей силе взаимного любовного влечения.