ТОНКАЯ КРАСНАЯ ЛИНИЯ Thin Red Line США, 1998 АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ПОЛЬСКИЕ/ЧЕШСКИЕ
режиссер Теренс Малик
в ролях Джеймс Кэвизел, Ник Нолте, Шон Пенн, Элиас Котеас, Джон Траволта, Джаред Лето, Эдриэн Броуди, Вуди Харрелсон, Джордж Клуни, Джон Севидж, Бен Чаплин
военная философская драма по роману Джеймса Джоунса
Номинация на “Оскар” за лучший фильм, режиссера, оператора, звук, монтаж, музыка, сценарий. Золотой Медведь з МКФ в Берлине. Особое упоминание жюри операторской работы Джона Толла на МКФ в Берлине. Сезар: номинация на лучший иностр. фильм.
Теренс Малик не снимал 20 лет. Это не стало бы сенсацией - мало ли режиссеров-лузеров, -если бы Малик не был общепризнанным гением. В 1973 году он, тридцатилетний выпускник Гарварда, аспирант Оксфорда, журналист Newsweek, автор журнала New Yorker и профессор философии крупнейшего бостонского университета MIT, поставил “Пустоши” о паре заторможенных убийц в дакотских прериях. Пять лет спустя вышли “Райские дни” о любовном треугольнике в пору жатвы начала века. Этого оказалось достаточно. Малика возвели в ранг главной надежды нового поколения. Он замолчал. Пошел на ферму за молоком и не вернулся. Доил жениных коров, считал звезды в техасском небе. Вернулся двадцать лет спустя с “Тонкой красной линией”-большим, перенаселенным и совершенно несвоевременным фильмом о войне. Смотрится на одном дыхании. О “творческой удаче” говорить не приходится. Но у гениев и не должно быть “творческих удач”. Гениальность выше любой удачи. 1943 год. Остров Гуадалканал в Тихом океане. Первая крупная победа американцев в войне с японцами. Главная атака морских пехотинцев закончена, идет “зачистка”. 70 процентов фильма - возможно, самая длинная в истории сцена боя, битва за высоту N209. Не похоже ни на что, виденное раньше. Полковник (Нолте), безнадежно метящий в генералы, приказывает солдатам маршировать на пулеметы. Капитан (Котеас) не готов вершить чужие судьбы и отказывается вести взвод на самоубийство. Циничный сержант (Пенн) вынужден пересмотреть свои убеждения. Просветленный рядовой (Кавизел) хочет быть там, где плохо. Отчужденный рядовой (Чаплин) вспоминает руки жены. Есть еще с полдюжины важных персонажей. Многие слышат внутренние голоса. Вокруг раскинулся фантастический мир, пристанище неописуемой, райской гармонии. Когда солнце, как пролитая сметана, медленно заливает листья осоки, особенно не хочется умирать. Как и любое настоящее кино, “Тонкая красная линия” о времени. Точнее, об одном мгновении, растянувшемся на световые года. Это мгновение перед смертью. Среди такой красоты все видится убийственно четко. Но все не так просто. Малик помнит, что без войны гармония в природе невозможна. Между двумя полюсами, бессильного отчаяния и умиротворенной мудрости, располагаются остальные вопросы фильма: “Что связывает нас вместе?”, “Где границы самообмана?”, “Кто делает выбор?”. Ответов Малик не дает, потому что не знает. Этим гении и отличаются от простых талантов.