|
СЛАДКИЙ ФИЛЬМ
Режиссер: Макавеев, Душан
СЛАДКИЙ ФИЛЬМ (Sweet Movie) Франция — Канада, 1974, 99 мин. АУДИО: РУССКИЙ Режиссер Душан Макавеев В ролях: Кароль Лор, Пьер Клементи, Анна Пруцнал, Сэми Фрей, Жан Малле Эстетская драма с натуралистическими эротическими и комисческими сценами Самая провокационная и эпатажная лента Макавеева, вызвавшая скандал во время первых просмотров на Каннском кинофестивале, действительно способна пробудить противоречивые чувства. вторгаясь вслед за Марко Феррери («Большая жратва») в область физиологически-гастрономического (а в ряде эпизодов — скатологического, фекалистского) кинематографа, Макавеев порой теряет контроль над собой. В полемическом, бунтарском задоре он опрокидывает все табу, ломает любые рамки приличия в перенасыщенных шоковых сценах, в доказывании тех взрывных истин, до которых докапывается в подвалах человеческого сознания. Особенно это касается эпизодов с участием «коммуны Отто Мюля», которая разыгрывает намеренно отвратительную грубую, вульгарную буффонаду. В ней поневоле занята и «сладкая героиня», бывшая Мисс Мира, скатившаяся с высот Олимпа и неудачного замужества с канадским мультимиллионером, «шоколадным королем», в самую грязь парижского «дна». Красивая канадская актриса Кароль Лор даже подавала позже в суд на Макавеева, испугавшись злобных выпадов и травли прессы и зрителей, а ведь могла бы предполагать, на что шла, дав согласие на съемки. Вызывающе также и участие малолетних исполнителей в сексуально-жестоких играх «детей Маркса и Кока-Колы» (если воспользоваться терминологией Жан-Люка Годара), несостоявшихся революционеров «мая 68-го», которые предпочитают «сладко умереть», нежели «горько жить». Все эти аттракционы воплощают мысль режиссера, проигрываемую им на разных уровнях, в различных слоях безумного мира, воплощаемую в сценах «под документ» и в сознательно странных фантазиях. «Сладкий фильм» — притча о сладости власти, диктата, подавления личности, убийства, смерти, но и о сладости преуспевания, славы, удовлетворения всех инстинктов, беспечной жизни наверху и внизу, в роскоши и дерьме. «Большая жратва сладостей» лишь замещает страх перед личным и всеобщим уничтожением. Сам Макавеев формулирует так: «Корни подавления истины заложены в раннем учении самообуздания. Страх и удовлетворение навсегда повенчаны в нежных мышцах грудного ребенка».
|
|
|
|
|