АМЕРИКАНСКИЕ ГРАФФИТИ США 1973 1,50; Аmerican Graffiti АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Джордж Лукас продюсер: Фрэнсис Форд Коппола.
Актеры: Харрисон Форд, Рон Ховард, Ричард Дрейфус, Чарльз Мартин Смит, Пол Ле Мат
молодежная ретро-драма
1974 - ОСКАР - Номинирован: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшая актриса второго плана (Кэнди Кларк), Лучший сценарист (оригинальный сценарий). 1974 - ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС: Лучший фильм (комедия/мюзикл)
Молодой режиссер Дж.Лукас снял ретро-комедию о собственной юности. Ранняя осень 1962-го, маленький городок к северу от Сан-Франциско. Все события происходят в течение одной ночи накануне предполагаемого отъезда двух из четырех главных героев-подростков. Большей частью эта почти автобиографическая картина посвящена маниакальной любви американцев к автомобилям: почти половина сцен проходит в кабинах машин, а основное действие — феерия кружащих по городу авто, сверкающих хромовым покрытием в неоне ночных улиц.
Курсирование по улицам становится для 17-18-летних подростков чем-то вроде главного жизненного ритуала, который помогает хоть как-то отвлечься от провинциальной скуки и приблизить мечту рвануть куда-нибудь в абстрактный большой мир из сонного царства. Но в итоге только один герой находит в себе силы покинуть родной городок: его не могут удержать даже грезы о белокурой незнакомке, которая как фантом поманила его ручкой. А вот его друг предпочитает остаться дома, поскольку в самый последний момент осознает, что не может оставить свою девушку.
American Graffiti посвящены вечно актуальной теме, особенно для юношей, обдумывающих житье, – внутреннему конфликту между конформизмом и стремлением освободиться от «времени и места». Здесь из четырех друзей «освободиться» удастся только одному. В финальной текстовой ремарке Лукас сообщает, что стало с героями в будущем: один погиб во Вьетнаме, другой — в автокатастрофе, третий стал рядовым страховым агентом, а четвертый – писателем.
Сняв картину о культурных сдвигах, которые начали происходить в Америке на пересечении 1950-60-х годов, Лукас попал со своим фильмом в эпицентр общественных ожиданий. Возникновению грустного ностальгического настроения и ощущения, что завершилась целая эпоха, способствуют многочисленные музыкальные шлягеры (которыми плотно заливается фон), даже несмотря на то, что большая их часть уже вышла к началу 1960-х из моды. Сегодня из полутора десятков задействованных здесь хитов середины прошлого века на слуху остаются, пожалуй что, две вещи The Beach Boys.
На роли подростков Лукас пригласил Ричарда Дрейфуса, Рона Ховарда (будущий голливудский мэтр, который вскоре дебютирует сам как режиссер). На фоне центрального квартета как-то в тени оказался Харрисон Форд — самый удачливый исполнитель 1980-х.