МОДЕСТИ БЛЕЙЗ Modesty Blaise 1965 125 мин. АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ
режиссер: Джозеф Лоузи
В ролях: Моника Витти, Теренс Стемп, Дирк Богарт, Гарри Эндюс, Майкл Крэйг, Александр Кнокс
эксцентричная шпионская экшн-комедия по комикасам "Modesty Blaise"
Экранизация Джозефом Лоузи одноименной серии комиксов "Modesty Blaise" - яркий пример китча 60-х. На службе у правительства Великобритании талантливая воровка (Моника Витти) - этакий Джеймс Бонд в юбке... ...Кто-то пытается украсть бриллианты и продать их арабскому шейху. Задача Модести выяснить, кто это, и предотвратить кражу.
В второй половине 1960-х годов Витти неожиданно проявляет незаурядный талант умной комедийной актрисы, снимаясь во многих сатирических, эксцентрических комедиях, например в английском фильме “Модести Блейз” Дж.Лоузи. Героиню этого фильма часто называют британским «клоном» американского Джеймса Бонда. Этот персонаж Витти не имел ничего общего с психопатическими неврозами утонченных и истомленных скукой леди в фильмах Антониони, последователи которого часто предлагали Витти роли в своих эпигонских лентах. Но Витти оказалась самостоятельной актрисой и навсегда порвала со своим «усталым» прошлым. Ее новые героини были находчивы, жизнелюбивы, острумны, умели петь и танцевать.
Героини комиксов 60-х (такие, как “Модести блейз” и “Барбарелла”, с которой ее сравнивают) перебрались на киноэкран, уже успев снискать популярность у читателей комиксов. Поэтому понятие морали им знакомо весьма смутно (и всерьез не принимается), а о рефлексии они и слыхом не слыхивали. Они делают то, что им нравится, и одеваются так, как нравится зрителям, то есть очень умеренно. Они любят все экстравагантное и эксцентричное: приключения, путешествия, интерьеры, наряды и самих себя. Всем прочим материалам они предпочитают мех (он мягкий и щекочет), пластик (он легкий и просвечивает) и шелк (он шелк). У них роскошные фигуры, волнистые волосы, босые ноги (бедняга Дон Гуан и не предполагал, что существуют настолько узенькие пятки) и чуть раскосый — по-косульи — взгляд.
Модести Блэйз — вполне современная авантюристка, воспитанная арабским шейхом и промышляющая всевозможными блистательными плутнями. Спецслужбы охотно схватили бы Модести — если бы ее услуги не были нужны им при охоте на более опасных для общества авантюристов. «Вора может поймать только вор», — оправдываются они перед самими собой, собираясь в очередной раз прибегнуть к ее помощи. Они не доверяют ей, она — им; но после многоходовой интриги, полной обманных движений и фальшивых маневров (в то время как истинный преступник преспокойно вынашивает и осуществляет свои коварные замыслы), Модести неизменно оказывается на ход впереди. А затем, когда злодей повержен, без малейших угрызений совести забирает себе весь многомиллионный куш. Тем паче что предназначался тот ее приемному отцу: редкий случай, когда агент государственной безопасности, превращаясь в агента безопасности национальной, меняет нацию.
Сюжет глубоко бессмысленен и начисто лишен малейшей глубины, а вся прелесть этого фильма, на первый взгляд, вполне исчерпывается мастерством авторов по созданию чувственного визуального китча: актеры — модели, фабула — пустой предлог, а операторское мастерство вырождено в дизайнерский экзерсис. Однако и здесь есть свой смысл, пусть даже нехитрый. Женское начало в киношпионках начала 30-х было не только их оружием, но и залогом их провала: единожды влюбившись, они теряли холодную ясность рассудка и профессиональную хватку. А секс-бомбы 60-х в облегающем штатском — живое воплощение главного лозунга того безрассудного, но незлого десятилетия: «Make love, not war». Модести Блэйз действует именно вместо военных. Сколько бы лазерных пушек у них ни было, сколькими бы приемами ближневосточных единоборств они ни владели, — женщины, органически противостоят войне. Кому и выступать делегатами от мужчин к мужчинам, кому и улаживать втихомолку возможные вооруженные конфликты, как не им? Женщина ведь всегда договорится с мужчиной.