СЛУЧАЙ ПАЦАНОМ 2001 г., Беларусь-Россия 54 мин. Навiнкi Home Video
Режиссер: Сергей Лобан Оператор: Дмитрий Модель
В ролях: Юрий Коновальчик, Лариса Неназжева
Музыка: Леша Чыканас, MC White, Karaoke Vomit, Los Chicanos, Алмазный фронт, Солнце Мао, Deviation, Лисичкин хлеб Рекламный слоган: Гэта тябе не Брат-2, гэта пацан!
Жанр: «апазiцыя» - комедия/пародия
Московский Фестиваль сверхлюбительского кино: Гран-при. Дебют: Кинотавр (участник официальной программы). Фестиваль «Любить кино»: Гран-при
Первый полнометражный фильм авторов «Пыли». Москвичи - режиссер Лобан и ператор Модель снимали в Беларуси только потому, что там им дали деньги. И действо на предложенную тему получилось интересное и веселое. Герой нашего времени – аполитичный пацан, невостребованный обществом, в котором он живет. Это пктуальное малобюджетное кино, снятое по-современному: стремительно, в клиповой манере, с частым использованием анимации и компьютерных эффектов. И показывает оно не анекдотически-фольклорную реальность «Братьев», а реальность сегодняшнего дня. фильм, на первый взгляд, построен по той же схеме, что и роман “Мать” Горького, только выдержан в издевательски-несерьезном ключе. Нам показывают простого как три копейки пацана Юру, который целыми днями пьет пиво своей девчонкой («моя Малая») и прикалывается над телепузиками и наездами президента на оппозицию. Бессмысленная ссора с Малой заставляет Юру задуматься о работе. Попытки пацана вписаться в бизнес ненавязчиво подводят нас к мысли, что работы в Беларуси нет и не предвидится. Случайная встреча с девушкой из оппозиционной партии «Бобры» должна бы приоткрыть пацану глаза на причину его обломов, но не тут-то было. Все мы помним очень своевременную кнужку Воннегута «Колыбель для кошки» о стране, в которой оппозиционный режиму Боконон на деле является лучшим другом президента. Оба политических лидера прекрасно понимают, что не в состоянии облегчить жизнь народа, поэтому развлекают его борьбой за всякие глупые свободы (типа права тереться пятками друг о друга). Белорусский фильм «Случай с пацаном», на первый взгляд, построен по той же схеме, только выдержан в циничном ключе. Нам показывают, как борьба за демократию вырождается не в шоу, а в особый бизнес. Президент наезжает на оппозицию, ее за это иностранцы заваливают деньгами, которые оппозиция делит с президентом. Пацан Юра попадает в самую гущу политических афер. Но просветления так и не наступает. Потому что Юре все по барабану. Как всему остальному народу. В отличие от того, в чем нас пытались уверить так не похожие друг на друга Горький и Воннегут. Так и хочется сделать вывод, что создатели фильма решили всех обложить: президента, оппозицию, ментов, иностранцев, народ. Но не тут-то было: фильм снят на деньги, предложенные иностранцами оппозиционной газете «Навiнкi». Поэтому если авторы на кого-то наезжают, то, в первую очередь, на самих себя. Странная позиция. Необычная, но куда она ведет? На вид простенький и прикольный фильмец на новом витке самоиронии вдруг окажется многослойной и продуманной акцией, в которой тесно переплелась политика и эстетика. Мы от такого давно отвыкли. Долгое время примешивать политику к искусству считалось немодным. Все постарались поскорее забыть, как усиленно тянули в политику вчерашних героев: того же Виктора Цоя или БГ. Снизошедшие на нас цинизм и апатия по отношению к политике кажутся просветлением. В Беларуси это пока не так, что оставляет нам шанс припомнить недавнее прошлое и переоценить то, от чего мы поспешно отказались.