КАРНАВАЛ СССР, К/ст им. М. Горького, 1981,2 серии 77+74 мин.
Режиссер: Татьяна Лиознова
Композитор: Максим Дунаевский. Текст песен: Роберт Рождественский.
В ролях: Ирина Муравьева, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Александр Абдулов, Вера Васильева, Алевтина Румянцева, Екатерина Жемчужная, Борис Морозов, Александр Михайлов, Лидия Смирнова, Валентина Титова, Зинаида Воркуль.
музыкальная комедия, драма
ВКФ в Таллинне: Диплом за лучшую женскую роль (И.Муравьева). Лучшая актриса 1982 г. (по результатам опроса читателей самого популярного журнала "Советский экран") (И.Муравьева). "Лидер проката 1982 г. - вошел в десятку самых популярных фильмов.
Героиня фильма (И.Муравьева) - провинциальная девчонка, мечтающая "выучиться на артистку". Попав в столицу, она быстро расстается с романтическим представлением о жизни как сплошном празднике - зато начинает понимать, что в мире действительно стоит ценить и что вовсе не имеет цены...
Жизнерадостность, соединенная со скепсисом по поводу карьеры в искусстве— мелодраматический дивертисмент без счастливого конца, который всегда был обязателен в мюзиклах. В своей бенефисной роли Ирина Муравьева в большей степени ориентировалась на музыкальные комедии 30-х годов, отечественные и зарубежные. Да и для режиссера Татьяны Лиозновой, неожиданно для всех обратившейся к жанру по-эстрадному преподнесенной мелодрамы о напрасных усилиях приезжей добиться славы и женского счастья в столице, без сомнения, не пропали даром ее именно девичьи киновпечатления от лент с участием Любови Орловой, Дины Дурбин, Марики Рекк... Вопреки современной аранжировке исполненных песен (главный хит — «Позвони мне, позвони»), фильм даже генеалогически (композитор Максим Дунаевский — сын ведущего и любимого народом сочинителя мелодий 30-х годов) связан с эпохой, когда в кинотеатрах вызывали восторг «Большой вальс», «Весна», «Серенада солнечной долины», «Сестра его дворецкого» и «Девушка моей мечты». Героиня «Карнавала» наиболее анекдотична в своих притязаниях — в начале 1980-х годов сбываются отнюдь не все наивные желания. А картина Лиозновой словно заражается тем же сумасбродством провинциалки, рвущейся в актрисы, и удивляет явным стилистическим разнобоем и перебором. Однако не может не привлечь внимания как любопытный образец преломления голливудских и советских музыкальных историй минувших времен.
Режиссер Эльдар Рязанов сказал про "Карнавал": "Лиозновой завидую черной завистью. Сделать комедию, на которой публика пятнадцать минут хохочет так, что не слышно музыки, - такое надо суметь! Лиознова решила впервые обратиться к жанру музыкального фильма-шоу, который представлял синтез многих искусств - цирка, эстрады, драмы, мюзикла. Режиссер поставила перед собой трудную творческую задачу, которая осложнялась тем, что для такого фильма наиважнейшую роль в прямом и переносном смысле имеет актер, исполнитель главной роли.
Предопределило удачу фильма приглашение на главную роль И. Муравьевой, которая осле фильма "Москва слезам не верит" стала всенародной любимицей. Но Лиозновой было мало пригласить талантливую Звезду, нужно было создать образ, совсем не похожий на прежние работы актрисы. Режиссер попросила актрису сбросит лишний для ее героини вес, встать на роликовые коньки и, конечно, запеть. И. Муравьева похудела, встала, запела и сделала все весело, задорно и блистательно, сыграв смешную, но целеустремленную девчонку с характером.