СИЯНИЕ
Режиссер: Кубрик, Стенли Актеры: Д.Николсон
СИЯНИЕ (Великобритания) 2:10 1980 The Shining АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ Режиссер Стэнли Кубрик Джек Николсон, Шелли Дювалл, Скэтмен Кразерс, Дэнни Ллойд. философский мистический триллер по роману Стивена Кинга В то время, когда многие режиссеры, дружно взявшись за экранизации "страшных" историй Кинга, воспроизводили как бы внешний, бытовой страх, Кубрик анализирует состояние одержимости, "сияния" на бытийном уровне. Незадачливый писатель нанялся сторожем на зимний сезон в опустевший отель "Оверлук" в горах Колорадо. Он сходит с ума и начинает охоту с топором в руках за женой и маленьким сыном. Сюжет осмыслен режиссером в традициях "готических романов", европейской романтической школы, философского понимания сверхъестественных, паранормальных явлений, не поддающихся разгадке в житейском плане. Отель с лабиринтами бесчисленных комнат и коридоров, залитых ослепительным и ослепляющим светом, сопоставляется с настоящим лабиринтом около отеля, непривычно заснеженным и кажущимся оттого еще более таинственным и мрачным. Кинематографическое мастерство Стенли Кубрика и Джона Олкотта (его оператора на трех лентах) рождает загадочный - готический и одновременно пышный, роскошный, барочный - мир, являющийся проекцией шизофренического сознания героя. Постановщик не удовлетворяется обычным объянением при помощи актера Джека Николсона создает точную картину сумасшествия как раз с психиатрической точки зрения. Его не очень привлекает типично кинговский мотив о ребенке, который одарен способностью к предвидению и избегает смерти благодаря своей телепатии. Кубрика в большей степени интересует происхождение "сияния" человека - словно засланного из прошлого, переселенного во времени, оказавшегося марионеткой в руках неведомой силы, побуждаемого помимо воли на преступление. Проклятие над домом, довлеющее влияние призраков минувшего, ощущение человеком чуждости настоящего мира, той плоти, в которую ныне помещена его душа, - постоянные темы романтического искусства, всегда увлеченного "темнотой до рождения и после смерти" (по выражению Владимира Набокова). "Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет" считает, что в этом фильме "режиссер слишком контролирует себя, а Николсон совершенно неконтролируем". В данном упреке, кажется, наоборот скрыта похвала четкости мышления Стенли Кубрика, энергии и актерскому "безумию" Джека Николсона. Впрочем, может быть, действительно режиссер в своих лентах, начиная с "Бэрри Линдона", чуть холоден и расчетлив.при помощи актера Джека Николсона создает точную картину сумасшествия как раз с психиатрической точки зрения. Его не очень привлекает типично кинговский мотив о ребенке, который одарен способностью к предвидению и избегает смерти благодаря своей телепатии. Кубрика в большей степени интересует происхождение "сияния" человека - словно засланного из прошлого, переселенного во времени, оказавшегося марионеткой в руках неведомой силы, побуждаемого помимо воли на преступление. Проклятие над домом, довлеющее влияние призраков минувшего, ощущение человеком чуждости настоящего мира, той плоти, в которую ныне помещена его душа, - постоянные темы романтического искусства, всегда увлеченного "темнотой до рождения и после смерти" (по выражению Владимира Набокова). "Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет" считает, что в этом фильме "режиссер слишком контролирует себя, а Николсон совершенно неконтролируем". В данном упреке, кажется, наоборот скрыта похвала четкости мышления Стенли Кубрика, энергии и актерскому "безумию" Джека Николсона.
|
|
|