С. В. Д (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА) СССР, СОВКИНО (Ленинград), 1927, 114 мин. ч/б ОЦИФРОВКА
Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
В ролях: Сергей Герасимов, Андрей Костричкин, Петр Соболевский, Константин Хохлов, Софья Магарилл, Янина Жеймо, Людмила Семенова
Авторы сценария: Юрий Тынянов, Юлиан Оксман.
Оператор-постановщик: Андрей Москвин. Художник-постановщик: Евгений Еней.
романтическая историческая драма
Козинцев и Трауберг — один из самых сильных и ярких коллективов 1920-х гг. — наряду с о злободневными ставили фильмы исторические. Разумеется, это история с позиции современности. Это обличение старого мира. "Человек, раздавленный эпохой" — вот их тема, по определению Козинцева. С. В. Д." — романтическая мелодрама на фоне пушкинской эпохи и декабристов.
"С. В. Д." (авторы сценария и титров Юрий Тынянов и литературовед Юлиан Оксман) — само это название означало вензель, выгравированный на кольце, которое опасный авантюрист и шулер Медокс (С.Герасимов) выиграл в карты и выдал как подтверждение своей причастности к тайному обществу декабристов. Медокс преследовал и шантажировал бунтовщика Суханова, бывшего друга, а светская красавица, жена генерала, влюбленная в Суханова, спасала его, раненого и истекающего кровью. Это действительно отличная стилизация романтической мелодрамы и в драматургии, и в актерской игре, и в изобразительном строе. Генеральша Вышневская (Софья Магарилл, жена Козинцева), вся в мягких складках атласа, пышном тюрбане, соболях, ступая по мягким коврам, казалось, сошла с полотен Тропинина и раннего Брюллова, а картина боя на снегу, с его дымками над редутами, шеренгами солдат, уходящими вдаль, словно навеяна батальной живописью пушкинских времен. Материальный мир в "С. В. Д." романтизирован согласно общему стилевому и жанровому заданию мелодрамы. Отсюда и живописные композиции фильма: фигура часового у полосатой версты в снежной русской ночи, неверный свет фонаря у входа в игорный дом, черные тополя под снегом и одиноко бредущий раненый человек, — объединенные лейтмотивом зимней вьюги. И стремление к необычайным, никогда еще не использованным, эффектным местам действия: на экране появились ночной каток у ледяного дворца, красавец костел (не какая-нибудь обычная церковь!); действие развертывалось в фургоне бродячих комедиантов, под куполом цирка, в губернаторской ложе и т. п. Именно операторская работа Андрея Москвина делает фильм шедевром старого кино – мир, созданный им, вибрирует на грани реальности и грезы.
Это встреча с юностью советского кино, с молодыми экспериментаторами, создателями знаменитой в 1920-е годы Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). ФЭКС — Киномастерская, в которой готовили актеров и ставили фильмы, вошедшие в историю мирового кино. "Фэксов" надо рассматривать в непосредственной связи с революционным бытом, рисованной листовкой Гражданской войны, представлениями в теплушках, с "живыми картинами", которые показывали на демонстрациях и массовых празднествах. Программа "фэксов", их статьи и доклады, их практика были характерным коктейлем веяний, мотивов, исканий того времени, очерченных кругом "левого" искусства. Для "фэксов" темные улицы Петрограда сияли огнями надежд и революционной эйфории.
В ФЭКСе начинал свой путь и Сергей Герасимов, в будущем - маститый режиссер-реалист, а тогда он был одним из самых ярких актеров немого кино, шутом и бунтарем. В ту пору ему едва стукнуло 20, он любил играть демонических личностей, и в фильме 22-летнего Григория Козинцева и 25-летнего Леонида Трауберга "С.В.Д." он блестяще изобразил шулера Медокса. Козинцев, преподававший в ФЭКСе «киножест», заставлял ребят осваивать классические приемы различных жанров: американской комической мелодрамы, гиньоля. Герасимов оказался непревзойденным мастером детектива. А еще он лучше всех в ФЭКСе танцевал (был знаменитым в Ленинграде пижоном и танцором чарльстона).
С.В.Д. - один из первых костюмных фильмов советского кино - из "несохранившихся" фильмов, то есть фильмов, восстановленных благодаря старанию работников Госфильмофонда. Две финальных части этого фильма были в свое время утеряны, но киноведу Владимиру Дмитриеву удалось найти отсутствующие части (в разных странах мира) и сформировать полную версию картины.