ШИНЕЛЬ
Режиссер: Козинцев, Григорий, Трауберг Леонид
ШИНЕЛЬ Производство Россия, Ленинградкино, 1926 немой, ч/б, 65 мин. линия “Другое кино”. В рамках проекта «Новый саундтрек» Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг Автор сценария: Юрий Тынянов по мотивам повестей Н.В.Гоголя «Шинель» и «Невский проспект» Операторы: Андрей Москвин, Евгений Михайлов Художник: Евгений Еней В ролях: Андрей Костричкин, А. Еремеева, Сергей Герасимов, Алексей Каплер, Янина Жеймо, Эмиль Галь, В. Плотников, Петр Соболевский, Олег Жаков. эксцентрическая драма по произведениям Гоголя «Шинель» имеет подзаголовок «Киноповесть в манере Гоголя». Новаторский сценарий Юрия Тынянова - вольная импровизация по мотивам самых разных произведений писателя - здесь и «Невский проспект», и «Шинель», и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»... Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя, явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. «Шинель» пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой молод, полон надежд, его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя. Маленький чиновник безнадежно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок... Дома, в своей каморке, он засыпает, из клубов пара появляется призрачная повозка, которая мчит его через ночной город туда, где красавица благосклонно поворачивает к ему свою прелестную головку.. В «Шинели» ФЭКСЫ стремились изобразить образы подсознания своего героя, и это роднит ленту с опытами сюрреалистов, только что огласивших в Париже свой манифест. Однако ФЭКСы здесь вполне традиционны: они идут в русле «фантастического реализма» классической русской литературы, где явь похожа на сон, воспаленная мечта разбивается о грубую реальность, а реальность порой напоминает горячечный бред. Город-наваждение, терзающий здесь Акакия Акакиевича, напоминает здесь дурной сон... Фильм упрекали в «нездоровой гофмановщине», стараясь не замечать его актуального подтекста. «Маленький человек» русской литературы был здесь - не мал, а - мелок. В души молодых художников вползала неясная тревога: отгремела Октябрьская революция, вроде бы смывшая угнетавший его режим, но... зачем ему перемены? Андрей Костричкин в роли Акакия Акакиевича изобразил природу рабства, не изменяемого никакими потрясениями. Справка: Ансамбль Inquisitorum. Новый саундтрек к «Шинели» по заказу линии «Другое кино» создал ансамбль «Inquisitorum». В состав коллектива входят три барабанщика, басист, клавишник, скрипач и саксофонист. Эти семь человек играют гремучую смесь перкуссионного индастриала, пост-панка, джаза и глэм-рока. Необычное звучание группы объясняется тем, что музыканты не ограничиваются традиционным для современной музыки набором инструментов. Кроме старых аналоговых синтезаторов, барабанов, саксофонов, «примоченных» гитар и скрипок на концертах и на записях группы можно услышать следующие «инструменты»: пружины, канализационные трубы, автомобильные двери, лай собак, гул мирового океана, стук колес немецкого паровоза «Frihter» (1934 г. производства) и свист американских солдат в районе Персидского залива. Если говорить о предшественниках и вдохновителях коллектива, то можно упомянуть: Naked City, Psychic TV, Dom, The Residents, Сергей Курехин и «Популярная механика».
|
|
|