ХАРАКИРИ /СЕППУКУ/ Япония 1962; 2,15; ч/б (Harakiri, Seppuku) АУДИО: РУССКИЙ/ЯПОНСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ
Режиссер: Масаки Кобаяси
в ролях: Тасуя Накадаи, Акира Ишихама, Шима Ивашита, Тецуро Тамба
Спец. приз "Канны-63".
самурайская историческая драма
Масаки Кобаяси - классик японского кино, активный участник движения «независимых; выбирал сюжеты с острыми драматическими конфликтами, находя для них яркие режиссерские решения. Фильм - антисамурайское моралите. В нём Кобаяси, развивая свои антивоенные идеи, резко осуждает самурайскую этику. Очень эмпатичное кино, насыщенное натуралистическими, а также великолепными фехтовальными сценами.
Фильм демонстрирует глубокое исследование традиционной японской эстетики и философских вопросов. Бедность, угрожавшая жизни самурая, считалась позором, ради избежания которого он должен был совершить харакири. В фильме показываются бесчеловечность этой традиции и лицемерие тех, кто требовал ее соблюдения. Повествование ведется от лица двух главных персонажей, сдержанно, спокойно, зато в сценах возвратов в прошлое нарастает напряжение и саспенс. Молодого ронина вынудили совершить харакири бамбуковым мечом, потому что настоящий он был вынужден продать, чтобы помочь семье. За это издевательство мстит его тесть, но в итоге погибает сам. В фильме множество символов, как зрительных, так и вербальных,— резкий контраст белого песка и черного кимоно; книга, в которой делались лицемерные записи о произошедших за день событиях. Режиссер не оставляет никакой надежды на изменение бездушной системы. Мужественная попытка самурая отомстить остается бесплодной жертвой, а красота поражения, которое терпит непокорный самурай, сравнима с греческими трагедиями.
Хорошая искусствоведческая подготовка режиссера чувствуется во многих картинах, к примеру в использовании мотивов японской архитектуры и фамильных гербов в "Харакири". Но наиболее ярко это проявилось в стилизованной постановке "Квайдан".