И ВОТ ИХ БОЛЬШЕ НЕТ And Then There Were None / Ten Little Niggers США 1945 97 мин. ТВ-Rip АУДИО: РУССКИЙ
Режиссёр: Рене Клер
В ролях: Бэрри Фицджералд, Уолтер Хьюстон, Джун Дюпре, Джудит Андерсон, Миша Ауэр, Ричард Хэйдн
детектив по произв. Агаты Кристи “Десять негритят”
Действие классического романа Агаты Кристи происходит на пустынном острове у побережья Англии, где встречаются десять незнакомцев с криминальным прошлым. Все они были приглашены провести вечер в роскошном и странноватом особняке в качестве гостей маньякального Джаджа Куинкэннона. Среди этих ярких персонажей мрачный доктор Армстронг, диктатор генерал Мэндрэйк, мошенник, выдающий себя за принца Старлофф (Миша Ауэр), и любовники Филип и Вера. Постепенно до запуганных гостей доходит, что они были заманены на этот остров только с одной целью - быть убитыми один за другим в качестве возмездия за их злодеяния, как поется в детской песенке "Ten Little Indians". Французский режиссер Клер не спешил с производством, используя камеры для того, чтобы поиграть в кошки-мышки с каждой жертвой и выбрав идеальный ритм для истории, как первоначально она была задумана Агатой Кристи. Концовка адаптации отличается от оригинала Кристи. Клер не был бы Клером, если бы не заготовил для зрителей поворот в конце фильма, в нарушение романа. Однако сама Кристи приняла режиссёрскую находку, иначе бы фильм на экраны не вышел: она была крайне щепетильной дамой.
Это первая из нескольких экранизаций “Десяти негритят”, и в интерпретации Клера это - комедия! Да, режиссеру изощренный ум убийцы кажется не зараженным маниакальным безумием, а сломанной игрушкой, и это - повод для смеха. Ха, некто глумливый убивает людей, строго следуя считалке. В-третьих, сами персонажи. Дворецкого Роджерса играет тот, кто озвучивал гнусавую гусеницу в "Алисе в стране Чудес", да, это было позже, но любое появление дворецкого смешит, особенно когда он решает напиться и уже ночью, с топором в руке, стоит у двери и спрашивает: "Кто там?".
В начале, когда будущие жертвы плывут на суденышке к острову, у Рене - булькающие трели, и шарфик Веры Клейторн шлепает по лицу то доктора, то судью. Чопорная мисс Брент отворачивается от Блора, дымящего трубкой, и видит князя, блюющего за борт. Да, начало не для ужастика. Монтаж ленты Рене стремителен, нам некогда разбираться - чем хороши или плохи персонажи, к ним не успеваешь проникнуться сочувствием, они умрут раньше, чем найдешь определение их характерам и поступкам. Генерал - глуховат. Судья - клоун. Вера - секретарша в самом дурном смысле этого слова. Блор - тугодум. Доктор - пьяница и тронут безумием не меньше главного злодея. Мисс Брент - истинно британская леди глазами американца, попросту надутая курица. Жена дворецкого - истеричка. Ломбард - просто Брюс Уэйн, он все может и все сечет. Князь - невменяемый оболтус. А как обставлены смерти! Жертва падает, как сноп, произнося перед смертью пафосное: "За преступление!". В кадр падает кухонный нож, которым можно убить быка. А еще здесь играет котенок: с клубком, в дровах, превращая псевдо-ужас в вечеринку на Хэллоуин. Финал бьет под дых - шок обеспечен. Так, с легкой руки волшебника Клера, чудище в шкафу оборачивается грудой одежды. Как говорил мальчик в мультике про призраков: "И ничуть не страшно". Не страшно. Но это не значит, что зло может быть кукольным. Когда зло надевает личину милого соседа, на которого и не подумаешь, что он может быть...