САСПИРИЯ Suspiria 1977 97 мин. оцифровка АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Дарио Ардженто
Музыка: группа Goblin
В ролях: Джессика Харпер, Стефания Казини, Джоан Бенетт, Алида Валли
мистический хоррор
Молодая американка Сьюзи Баньон приезжает в Германию для того, чтобы пройти трехгодичный курс обучения в элитной балетной школе. Однако с самого начала дела у нее не заладились. В аэропорту Сьюзи встречает сильный ливень с раскатами грома и молниями, неприветливый таксист ночью по этой погоде везет ее в балетную школу, где Сьюзи сталкивается в дверях с молодой девушкой, явно находящейся в истерическом состоянии. Внутрь Сьюзи не пустили, грубо отправив по переговорному устройству восвояси; а наутро Сьюзи узнает, что прошлой ночью ту девушку зверским образом убили. Дальнейшие события лишь подтвердили мрачные предзнаменования: мало того, что большинство обитателей учебного заведения имели странные моральные ценности и зачастую вели себя неадекватно, так еще с приездом Сьюзи в школе стали происходить странные события, что в конце концов привело девушку к выводу о существовании в стенах балетной школы ведьминского ордена...
Сюжетную основу "Саспирии", легендарной классики итальянского кинематографа, актриса Дарья Николоди, жена Ардженто, почерпнула из реальной истории своей бабушки, которая в 15-летнем возрасте сбежала из частной школы преподавания фортепьяно, ибо помимо "основного предмета" ученикам "преподавались" и основы черной магии. Изначально, Дарья и Ардженто задумывали "Саспирию" как основу трилогии "Трех Матерей", которая должна была стать хроникой темных дел трех ведьм: в "Саспирии" рассказывается про Mater Suspiriorum (Мать Вздохов) в германском городке Фрайбург; во втором фильме, "Инферно", речь идет о Mater Tenebrarum (Мать Тьмы) в Нью-Йорке; а в третьем, до сих пор не снятом, фильме речь должна была идти о Mater Lachrymarum (Мать Слез) в Риме. По задумке Дарио, данный фильм должен был стать "страшной сказкой для взрослых", и маэстро изначально планировал снимать в роли учеников детей, однако продюсеры этому воспротивились, и Ардженто пришлось поднять "возрастной ценз" актеров до 16-18 лет, однако по всему фильму он оставил внимательным зрителям намеки на то, что история эта должна происходить именно с маленькими девочками (к примеру, во многих эпизодах фильма студенты ведут себя исключительно по-детски, а все дверные ручки, с которыми сталкивается Сьюзи в своих перемещениях по школе, находятся практически на уровне ее головы, как это было бы в случае с маленьким ребенком в мире взрослых...). Для реализации этого фильма Ардженто вдохновлялся диснеевской "Белоснежкой и Семь Гномов". Именно оттуда Дарио решил почерпнуть яркие, галлюциногенные цвета, которые ему безумно хотелось бы видеть и в собственном фильме. Для того, чтобы достичь желаемой цветовой гаммы картины, было принято решение снимать на пленку старого технологического процесса компании Technicolor под названием "Technovision", который и позволял достичь нереальных цветовых оттенков, однако в широкой практике уже не использовался. Цветовая палитра (и вообще работа со светом) "Саспирии" навсегда вошла в анналы кинематографической истории как одна из самых креативных и во многом новаторских работ в цветописи. Креативным и во многом новаторским был и процесс работы с актерами на площадке. Актерская труппа состояла из представителей различных стран - немцы, итальянцы, американцы, и каждый актер произносил свои диалоги на родном языке. Поэтому зачастую при съемках сцен, где одновременно участвуют много персонажей, актеры не имели понятия, что им говорит коллега из другой страны. Помимо этого, зачастую исполнители узнавали о том, что за сцена им предстоит, буквально за пару минут до начала съемок, что, безусловно, особым образом отражалось на их игре. Также на игре актеров весьма серьезным образом отражалась музыка из саундтрэка, которую постоянно "врубал" на площадке маэстро, чтобы исполнители персонажей его фильма "проникались" соответствующей атмосферой и настраивались на нужный лад. Для написания музыкального сопровождения Ардженто привлек к работе легендарный коллектив "Goblin", с которым он уже успешно сотрудничал на фильме "Кроваво-красный". "Гоблинам" была поставлена задача - сделать очень тревожную и мрачную музыку, используя при этом необычные эффекты и приемы. Саундтрэк для фильма получился просто великолепным, и наравне с самой картиной получил статус "классического", будучи в то же время революционным по своей сути. Для написания музыки коллектив отказался от "оркестрового пафоса", и вместо этого использовал немало экзотических инструментов и шумовых приемов, в результате чего получилось несколько минималистичных, но исключительно эффектных музыкальных тем.
Говоря о фильме в целом - визуальное решение ленты уникально. Насыщенные "галлюциногенные" цвета вкупе с затейливым движением камеры и исключительно эффектным монтажом оказывают на зрителя потрясающее воздействие, заставляя проникнуться тревожной, нездоровой атмосферой фильма. Эффективное и мрачное музыкальное сопровождение прогрессив-рок группы "Goblin" лишь усиливает "эффект присутствия" в картине, а убийства в этом фильме, пусть и немногочисленные, как всегда у Дарио сняты очень стильно и с садистским смакованием особенно эффектных деталей. Фильм серьезно повлиял впоследствии на многих режиссеров.