ВКУС ВИШНИ a`m e guilass Иран, Франция, 1997 1,40; АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Аббас Киаростами
В ролях Хомайюн Эршади, Сафар Али Моради, Мир Хоссейн Ноори
поэтическая драма
Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля-1997
Фильм о самоубийстве. Постойте, не уходите. Начнем сначала: фильм о любви к жизни, в котором самоубийство - лишь повод для признания в любви. Мужчина с грустными глазами ведет .лендровер.. Он ищет кого-нибудь, кто бы помог ему свести счеты с жизнью. Кто он, откуда, что довело его до такого отчаяния, мы не знаем и не узнаем. В фильме нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее - мерное, завораживающее, приучающее нас не искать причин, а перебирать в пальцах мгновения, как спелую вишню. Я лягу вон в ту яму, а ты придешь утром и окликнешь меня. Если отзовусь, поможешь мне выбраться. Если нет - закопаешь. Никто не хочет прикасаться к смерти: мальчик-солдат, сторож-афганец, студент-семинарист, старик-крестьянин. Из встреч с ними и состоит фильм. На экране одни лица. И пейзаж: холмистый, закатный, лунный. Как и грузинское кино 60-х, иранское кино поэтично, но не за счет символов, а за счет любовного и хитроватого взгляда на молекулы жизни. Кажется, что смотришь документальный фильм. А оказывается - это стихотворение. Или персидская миниатюра - прообраз иранского художественного языка. Что хорошего сделали мне все эти люди? Что хорошего могу я им сделать? И, главное, зачем? Какой исход этому будет. Зачем так жить? А ведь живем. А почему не убиваем себя? Потому что в последний момент, если повезет, вспомним вкус вишни. А это и есть вкус жизни. Аббас Киаростами. Его тонкое кино строится на идеально выстроенной мизансцене и медленно показывает ситуацию, давая зрителям время, чтобы подумать. Это - кино, которое скорее резонирует, чем диктует, оно воздействует сильнее, чем непосредственная власть. Киаростами исследует отношения между правдой, (действительностью) и беллетристикой (фикцией), документальные кадры перемежаются игровыми. Его фильмы славятся своей поэзией и живописными изображениями. Длинный путь до современного иранского кино от древних устных Персидских рассказчиков и поэтов, от «Робаи» Омара Хайяма чувствуется в его творчестве. Трудно осознаваемое соседство современного Исламского фундаментализма с берегом культуры, наполненной такой поэзией и эхом Zoroastrianism (религии, когда-то доминировавшей в Персии), заметно в присутствии башен и могильных холмов в бесплодных и красивых пейзажах. Мистика, которая просачивается из этих древних источников, проникает во многие фильмы Киаростами. “Вкус вишни” типичен, в нём немного интерьеров, но много часто повторяющихся пейзажей, которые являются составляющими морального и психологического затруднительного положению главного героя. Автомобили - один из привычных образов Киаростами, например, они могут символизировать бесконечное движение.