КИНОЛЮБИТЕЛЬ Amator Польша, 1979 112 мин. арт-хаус линия “Другое кино” АУДИО: РУССКИЙ/ПОЛЬСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ
режиссер Кшиштоф Кесьлевский
в ролях Ежи Штур, Малгожата Зомбковска, Стефан Чижевский, Эва Покас
драма
Золотая медаль и приз ФИПРЕССИ МКФ в Москве, приз МКФ в Западном Берлине, Гран-при МКФ в Чикаго, 1980
Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в этом раннем шедевре Кесьлевского, получившем ряд фестивальных наград и сделавшем его имя известным и за пределами Польши. Киноведы до сих пор сходятся во мнении, что главным открытием московского фестиваля за всю его историю стал Кшиштоф Кесьлевский, мэтр современного кинематографа. В 1979 году никому не известный польский режиссер показал фильм «Кинолюбитель», единодушно признанный лучшим в конкурсной программе и положивший начало звездной карьере мастера. Это теплый и поэтичный рассказ о самореализации скромного провинциального чиновника, взявшего в руки кинокамеру и ощутившего великую силу искусства и его воздействие на окружающую жизнь. Замечательный молодой Ежи Штур - известный больше как комик из картин типа “Дежа Вю” здесь блестяще, на полутонах, достоверно исполнил драматическую неоднозначную роль. Филипп покупает любительскую кинокамеру, чтобы запечатлеть первые шаги новорожденной дочери. Поскольку это первая камера в городе, босс местной партии назначает его официальным оператором и дает задания снимать юбилеи, торжества, фильмы о лучших работниках, и т.п. Филиппа вместе с его работами посылают на региональный кинофестиваль, но его взгляд на создание фильмов приводит к раздору и философским дилеммам.. Как и в “Блоу ап” Антониони, в глазок его кинокамеры попадает многое, скрытое от обычного взгляда - и это нравится не всем. Больше всех Филиппа не понимает его жена - недалекая обывательница, которой нужен в жизни только покой и отсутствие перемен. И это как раз сейчас, когда в его жизни наконец появился настоящий смысл! Лучше всех Филиппа понимает.. Кшиштоф Занусси! Попав на встречу режиссера со зрителями, Филипп завязывает с ним знакомство, и мы видим настоящее интервью с режиссером, где он рассказывает о своих принципах создания кино, общается с Филиппом.. Участие известного режиссера придает фильму “документальный” оттенок; так же, как и подчеркнуто неброская, гиперреалистическая манера съемки. В финале Филипп - хороший, а потому страдающий от того, что своим страстным увлечением приносит невольную боль окружающим, человек - находит мужество снимать правдивый фильм о самом себе.