ЗАБРИСКИ ПОЙНТ (США) 1:52 1969 Zabriskie Point АУДИО: РУССКИЙ
Реж. Микеланджело Антониони
В ролях: Марк Фрешетт, Дэриа Хэлприн, Род Тейлор, Пол Фикс, Хэррисон Форд
экзистенциальная драма музыка Pink Floid
Во второй раз (после сделанной в Великобритании картины «Фотоувеличение») знаменитый итальянский режиссер Микеланджело Антониони пытался выйти из замкнутого круга проблематики принесшей ему славу пенталогии («Крик» — «Приключение» — «Ночь» — «Затмение» — «Красная пустыня»). Фильм «Забриски Пойнт», снятый в США, пожалуй, самый политизированный. Он наполнен реалиями студенческих волнений 60-х годов, включает споры молодежи, протестующей против буржуазного уклада жизни.
Свободная по структуре лента производит впечатление полностью импровизационной, лишенной композиционной заданности. Она, на первый взгляд, кажется сделанной в манере других американских картин этого периода («Беспечный ездок», «Пять легких пьес», «Отрыв»). Режиссер мастерски использует типичный для американского кино мотив «дороги», бесцельного путешествия по Америке, да и снимает в уже популярной по многим фильмам пустыне «Долина смерти».
Но если вглядеться внимательнее, в картине Антониони обнаружатся не только его излюбленные сюжетные ходы — ложнодетективная конструкция, использование приема фальшивого «любовного треугольника» и т. п. В другом регистре, в иной тональности продолжает звучать свойственная для творчества этого постановщика тема некоммуникабельности, одиночества и непонимания человека, выхолощенности чувств в мире всеобщего потребления и погони за преуспеванием. Не случайно широкую известность получили две символические сцены из ленты. В одной из них возникшее между двумя главными героями чувство словно оживляет на время пустыню — и десятки занимающихся любовью пар заполняют доселе безжизненное пространство. В последнем эпизоде фильма разгневанная героиня в воображении раз за разом видит взрывающуюся фешенебельную виллу — и вот уже летят в замедленном темпе все атрибуты буржуазного благосостояния. Микеланджело Антониони обратился одним из первых в кино к музыке рок-группы «Пинк Флойд», великолепно почувствовал апокалиптический, эсхатологический характер ее записей, дав их в фонограмме именно в финале.