ГОД ДЬЯВОЛА Rok dabla Чехия 2002 88 мин., АУДИО: РУССКИЙ
режиссер Петер Зеленка
в ролях – Яромир Ногавица, Карел Плигал, Ян Прент, Яз Колеман
музыкальная фантасмагория/драма/комедия/притча
МКФ в Карловых Варах-2002: Хрустальный Глобус как лучший фильм года. МКФ в Котбусе: Лучший фильм.7 «Чешских львов» Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске: Главный приз.
Петр Зеленка (“Пуговичники”)— самое известное имя в молодом кино Чехии, творческая манера которого — интерес к развитию человеческих взаимоотношений, мягкая ирония, пристальное внимание к деталям; умелое сочетание комедийных и драматических линии.
“Год дьявола” - музыкальная фантасмагория, рассказывающая о людях в поисках мелодий, с участием популярных чешских фолк-музыкантов, таких, как Яромир Ногавица и Карел Плихал, получившая множество фестивальных призов. Непринужденно сочетая реальность и вымысел, режиссер создает волшебное музыкальное приключение. Фильм, снятый в полной юмора развлекательной манере, отображает выдуманное жизнеописание реальной звезды чешского фолк-рока Яромира Ногавицы Для того, чтобы излечиться от алкоголизма и обрести духовное успокоение, Ярек отправляется в путешествие с похоронным оркестром Cechomor и неким голландским кинорежиссером, образуя вместе с ними любопытную группу скитальцев. Ярек чает исцелиться от своей зависимости, музыканты похоронного оркестра мечтают стать знаменитыми, а режиссер надеется найти тему для фильма. Конечно, все так и происходит, к тому же все они получают больше, чем надеялись, ведь лейтмотив фильма – чудо, а один из музыкантов - настоящий ангел.
- Пан Плихал, расскажите нам, что вас взволновало за последнее время?» — спрашивает подкованная телеведущая у приглашенного на ток-шоу музыканта. Пана Плихала если что-то и взволновало, так это видение девушки с крыльями на телевизионных задворках (наверняка пригласили на съемки рекламы йогурта, а крылья пластиковые). Пан Плихал молчит. Прямой эфир. Пауза затягивается. LМожет быть, я неправильно сформулировала свой вопрос… Так вот, что вас особенно взволновало за последнее время?» Еще десять секунд тишины. -Вас вообще что-нибудь взволновало за последнее время?.. Что ж, раз вы не хотите отвечать на мой вопрос, мы переходим к следующей теме», — виновато говорит ведущая. После этого эпизода пан Плихал еще год не произносит ни слова («Год дьявола»). Простенькая, но ключевая для режиссера Петра Зеленки сцена. Хроникер обыкновенного безумия любит подловить жизнь на обмолвке. Сорванный прямой эфир — не бог весть что, маленький скандал местного значения, о котором все забудут через пару дней. Но в эти несколько молчаливых секунд, которые по определению должны были быть заполнены словами, Зеленка со своими героями ухитряется расслышать даже не треск, а шорох распускающихся ниток, из которых соткана реальность.
Сумасшедшие Зеленки — не романтические безумцы, не расколотые надвое личности и не холодные маньяки новейшего времени. Это тихие и уютные городские жители, на которых время от времени находит блажь - например, поиграть на гитаре в чистом поле, окружив себя колонками величиной с пирамиду Хеопса. И, наконец, можно догадаться, что для Зеленки не столько безумие обыкновенно, сколько обыкновенность безумна. Весь фокус как раз и заключается в том, чтобы поймать момент, найти тот угол зрения, под которым реальность можно рассматривать на просвет, как вконец износившуюся ткань. И молчащий человек в прямом эфире — один из таких моментов.
Подкараулить реальность проще всего, обращаясь к ней напрямую, работая с документальной фактурой. Именно поэтому Зеленка много и охотно снимает непрофессиональных актеров — музыкантов, режиссеров, художников, безработных, алкоголиков и т.п. Одним словом, друзей. “Фильм Петра Зеленки и его друзей» — такой титр украшает каждый из его фильмов. Занимательна техника обращения режиссера с непрофессиональными исполнителями. “Секрет один, — говорит он. — Нужно, чтобы они устали до полусмерти. Проходит день, два — и они перестают “играть“.
Непрофессиональными актерами дело не ограничивается. Зеленка манипулирует “документом» без стеснения. В «Годе дьявола» девять главных исполнителей фигурируют в титрах как Himself, то есть играют самих себя. Это дуэт Яромира Нохавицы и Карела Плихала (чешский синтез Окуджавы, Высоцкого и Егора Летова), члены фолк-ансамбля «Чехомор» и Джез Коулмен из группы Killing Joke. В реальности эти музыканты действительно встречались и даже выпускали совместные альбомы. Но в фантасмагории Зеленки помимо скудных фактов появляются ангелы-хранители, самовозгорающиеся люди (одна из «городских легенд», вроде крокодилов в канализации) и призраки умерших, приходящие на концерт послушать Нохавицу.