ХРЕБЕТ ДЬЯВОЛА El Espinazo del diablo 2001 103 мин., Испания, Мексика АУДИО: РУССКИЙ/ИСПАНСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ
режиссер Гильермо Дель Торо продюсеры: Педро и Августин Альмодовары
В ролях: Эдуардо Норьега, Мариса Паредес, Федерико Луппи, Фернандо Тиелве, Иниго Гарсес
мистический психотриллер, детектив, притча
Amsterdam Fantastic Film Festival, 2002, Гран-при за лучший европейский фантастический фильм
Это первый фильм мистической трилогии дель Торо (второй - «Лабиринт Фавна», третий - «3993» - релиз заявлен на 2009 г.), действие которой разворачивается в военной Испании.
Что такое призрак? Трагедия, обреченная время от времени повторяться? Возможно, это мгновение боли? Что-то мертвое, что кажется живым. Чувство, замершее во времени, как нечеткая фотография, как насекомое, застывшее в янтаре… Этими словами, произносимыми старым профессором Касаресом, начинается печальная история, которая произошла в школе Санта Люсии в последние дни Гражданской войны в Испании.
Это рассказ о 12-летнем Карлосе, который после смерти отца, попадает в школу Санта Лусии на попечение одноногой директрисы Кармен (М.Паредес) и профессора Касареса. Отец мальчика был мятежником, убитым в сражении против режима Франко. И хотя приют перегружен большим количеством детей, директор школы сочувствующе принимает молодого Карлоса. Постепенно Карлос исследует тайны школы, оказывая помощь юному призраку, который бродит по земле, и известен по имени «тот, кто вздыхает». Эта непредсказуемая история призрака - политическая аллегория для зверской войны, которая идет вне стен школы. Война не рядом — далеко, заходя лишь краем сценой расстрела партизан. Она, очевидно, лишь средство, позволяющее Дель Торо нагнетать атмосферу своего фильма, конструируя экстремальную ситуацию, которая, взрываясь, становится моментом истины для всех действующих лиц. Здесь свой главгад (Э.Норьега), а натурализм насилия и боли не менее открытый, чем в «Лабиринте Фавна». Режиссёр препарирует мотивы и характеры, акцентируя нюансы поведения, психологии, личностных качеств, выделяя линии жизни своих героев, размышляя над попранными ценностями, при этом сохраняя за ребёнком чистоту помыслов и силу духа, превозмогающую падение и разложение, представленного в облике неблагодарного изувера, жестокого реального мира. Привидение у Дель Торо оказывается дружелюбнее и добрее, нежели сохранившие живую плоть и кровь обитатели «этого света». В общем, не так страшен чёрт, как … живые люди.
В «Хребте дьявола», как и в «Лабиринте Фавна», поднимается проблема фашизма, предпринимается попытка анализа его сущности. Но не напрямую, а косвенно, в притчевой, зашифрованной форме. Фильм страшен, но не сценами жутковатых мальчишеских видений, а препарированной и выставленной на обозрение омерзительной человеческой сущностью, тем самым «хребтом дьявола», о котором рассказывает в начале картины старый доктор новому пансионеру.
«Хребет дьявола» можно по праву считать фильмом, занесшим имя мексиканского режиссера Гильермо дель Торо в список значительных режиссеров. Это первый фильм дель Торо, с которого началось его сотрудничество с Педро и Августином Альмодоварами.