Kinopoint |
||
СЛЕД ДУШИ. ДИАГНОЗ. СТАРШЕ НА 10 МИНУТ.
Режиссер: Франк, Герц Актеры: А. Бреслин, Г. Киннир, А.Аркин, Т.Коллетт Герц. Франк. док. фильмы. Латвия ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ 1. СТАРШЕ НА 10 МИНУТ СССР 1978 0:10 ч/б оператор: Юрис Подниекс История документального кино ХХ века была бы иной, если бы в ней не было фильмов Герца Франка. Бесспорный шедевр мастера, снятый в соавторстве с учеником - Юрисом Подниексом и в одночасье сделавший его классиком, десятиминутное киностихотворение «Старше на десять минут». Одним планом, без единой склейки, режиссер запечатлел на пленке небольшой по времени и огромный по содержанию отрезок душевных переживаний ребенка. Все наше внимание сосредоточено на лице мальчика, наблюдающего за невидимым нам представлением в кукольном театре. Сколько эмоций в его глазах! Поначалу — равнодушие, потом — любопытство, что-то всерьез его зацепило, сопереживание, радость, затем — тревога, страх, ужас и наконец счастливое облегчение — добро победило… На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность. Этот фильм в свое время покорил многих признанных мастеров экрана, а спустя много лет Вим Вендерс предложил своим коллегам в самых разных странах мира повторить идею рижских режиссеров, собрав из 10-минутных короткометражек киноальманах - так появились “Труба” и “Виолончель”. “Главное в этическом кодексе документалиста: не использовать камеру во вред человеку, не оскорблять его достоинство. И еще нельзя подсматривать — надо смотреть. Смотреть и видеть! Глазами и сердцем. «Старше на десять минут» мы снимали с Юрисом Подниексом скрытой камерой. По-иному это вообще нельзя было снять. Открытая камера просто уничтожила бы весь замысел. А замысел изначально был философским, вселенским. В фильме «Флэшбэк» я об этом говорю: мы снимали не театр, не сказку о добре и зле, мы погружались в тайны души человеческой. ... Нельзя игровыми средствами сделать то, что так естественно в фильме «Старше на десять минут». По сей день по зарубежным фестивалям путешествует этот шедевр. Что значит "культура документального наблюдения: этот образ живет в нашем подсознании, не нуждаясь ни в комментариях, ни в словесном эквиваленте. Потрясающие, несравненные кадры, запечатлевшие только начинавшуюся жизнь, крупным планом детское лицо. Ребенок смотрел на сцену, где разыгрывались кукольные драмы, какие-то страшные Карабасы-Барабасы творили недобрые дела. Боже, чего только не было на том лице, сколько боли, страдания и минуты счастья. Такое проживание придуманной кем-то жизни, как собственной, возможно только в детстве. Через 11 лет Франк отыскал того самого мальчика из зрительного зала. Душа его, некогда трепетавшая, как тростинка на ветру, вполне адаптировалась в этом мире. Новый фильм, снятый уже с оператором Виктором Гриберманом, назвали "Старше на 20 лет". Нормальный молодой человек, играющий в какие-то азартные игры. Снимали его где-то в Праге, в огромном помещении вроде казино. От былого незаурядного детского лица, в котором все было так необыкновенно, нет и следа. Взамен - самое обычное выражение глаз и губ, здравый ход мыслей современного, вполне продвинутого молодого человека. Нормальная человеческая метаморфоза, эволюционное развитие. Но глаз уже не остановишь именно на этом лице. Когда-то Е.Евтушенко написал строки: "и каждый - могила ребенка, которым когда-то он был". Он принадлежит к тем документалистам, которые принципиально снимают только реальную жизнь, запечатлевают на пленке то, что удалось «поймать» в объектив, не признавая никаких имитаций правды, никаких подтасовок и инсценировок. Франка интересует человеческая жизнь в моменты слома привычного строя бытия, когда обнажается естество души и возникает возможность прозреть сквозь внешнюю оболочку тайны жизни и смерти. Именно поэтому его картины, независимо от того нравятся они или отталкивают, всегда производят на зрителя сильное впечатление. 1. СЛЕД ДУШИ 1972 0:20 ч/б Гран-при Х1Х МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ), 1973; 1 премия ВКФ, Алма-Ата, 1973. Рассказ о пионере колхозного движения в Латвии, председателе колхоза Эдгаре Каулине. Он написал книгу о своей жизни - “обычная” биография: подпасок, батрак, дрессировщик лошадей в цирке, пожарный, рыбак, участник двух мировых войн, парторг и председатель колхоза... Г.Франк: “Мы пытались уместить всю жизнь человека, воссоздать прошлое”. После войны он пришел сюда парторгом, на этом месте было пепелище. Люди начали восстанавливать жизнь заново - и по-новому: в фильм включены кадры старой кинохроники. Каулинь организовал кооперативное товарищество, потом - колхоз. Кадры 25-летнецй давности показывают, что энергии у Каулиня не убавилось. После войны в деревне жилось трудно. "В колхозе мелких и крупных забот было больше, чем волос у меня на голове”. И как часто председателю приходилось выступать в роли чудотворца. В первые дни создания колхозов председателям нередко приходилось идти против действующих инструкций - на свой страх и риск. и в колхозах с умными руководителями продукции хватало и для государства, и на трудодни. Но какой ценой? 2. ДИАГНОЗ. 1975 0:10 Франк выбрал местом действия кабинет патологоанатома, показалв детальных - не для слабых нервов - подробностях его работу: неприглядное зрелище - но очень нужное. “Это основа наших знаний. Уточняется целый ряд болезненных процессов, выясняется, правильно ли его лечил врач, или допустил неточности”. Герц Франк - один из самых известных режиссеров авторского неигрового фильма, лидер “рижской школы документального кино”. Будучи художником-философом и тончайшим психологом, Франк безошибочно находит болевые точки современной жизни. Он показывает неприглядное, порой трагическое ее проявление, но фильмы его утверждают веру в добро и справедливость. Г.Франк: “Я не ищу в себе ни праведника, ни грешника. Если обнажал чужую жизнь - то ради тех. кого обнажал”. “Главный вопрос документального кино: где граница между образом и информационностью? На мой взгляд, такой границы нет. Все зависит от взгляда документалиста. Если мы смотрим на мир взглядом человека осмысливающего, а не просто глядящего, тогда это один фильм. Если мы смотрим взглядом следователя-криминалиста, фиксирующего, как лежит труп, сколько пулевых отверстий, то другой. Если смотрим взглядом социолога, то третий. У документалиста взгляд художника, который не должен эту реальность искажать, но должен увидеть по-своему”. “Для документалиста самое главное — мироощущение. Если говорить более высокопарно — некая философия жизни, восприятия мира, которая так или иначе будет в его фильмах постоянно проглядывать. Если ее нет, то фильмы могут быть даже профессионально сделанными, но они все равно останутся на уровне смонтированных картинок. ... Искусство начинается там, где есть философия. ...я думаю, что даже документальные репортажи должны иметь под собой какую-то философию жизни, а не просто быть политическим рупором. Вообще, все, что окрашено политическим цветом, крайне быстро стареет. Сегодня это актуально, завтра — уже нет. Документальное кино способно запечатлевать жизнь вне политической конъюнктуры. Само время, в которое мы живем, не может не отражаться на событиях, которые мы снимаем, но соединение это не прямолинейно”. http://www.kinopoint.ru/film/index_1646.html
|
||
Copyright © Kinopoint.ru
|