ВЗГЛЯНИТЕ НА ЛИЦО СССР 1966 10 мин. ч/б Ленинградская студия кинохроники ОЦИФРОВКА
реж. Павел Коган оператор П. Мостовой сценарий: Сергей Соловьев
документальный фильм
Приз Международного фестиваля в Лейпциге (1966).
На протяжении многих недель скрытая камера фиксировала лица посетителей Эрмитажа, рассматривающих “Мадонну Литту” Леонардо да Винчи, снимая людей в минуты душевного подъема, внутренней сосредоточенности. Из запечатленной ею череды разных человеческих характеров, возрастов, темпераментов вырастал рассказ о встрече человека с прекрасным, о великой преображающей силе искусства. В сочетании с комментариями экскурсоводов в фильме возник эффект одновременно и комедийный, и возвышенный. Комедийный - от столкновения истинного искусства и комментариев, часто банальных. Возвышенный от того, что на экране вдруг обнаружилась некая связь между прекрасным лицом на картине и лицами зрителей.
Кинорежиссер Павел Коган – один из ярких мастеров документального кино советской эпохи. Его фильмы дважды награждались призом «Золотой голубь», на Лейпцигском международном кинофестивале. Фильм Когана «Взгляните на лицо», снятый в Эрмитаже, российские кинокритики назвали в числе 10 лучших неигровых картин в честь 100 –летия кинематографа.
Драматургия - это конфликт. Какой конфликт в фильмах Когана? “Взгляните на лицо”: умиротворение портрета и разнообразие живых лиц и их выражений. Конфликты как у Эйзенштейна - монтаж, стыковка, столкновение эпизодов. Живое - неживое, статичное - динамичное, мужское - женское, старое - молодое. Все это в фильмах есть.
“Взгляните на лицо” — это стало принципом, кредо ленинградской школы документалистики. Это было эстетическим потрясением, открытием… Оказывается, на человека можно смотреть просто как на человека, это просто человек, не коммунист, не ударник труда, не стахановец и не Стаханов, он просто может прийти в музей, и на него интересно смотреть. Фильм стал для студии существенным и неслучайным потому, что за плечами студии был 30-летний опыт провинциальной хроники. Хроникеры по сути своей смотрят в лицо, но должен был прийти Коган, чтобы сформулировать это как принцип.
Даже в условиях цензуры документальное кино решало свою главную задачу - сохранить для истории картину эпохи. Движущиеся массы, движущиеся вожди - нет для документалистов более благодарного дела, чем первичное запечатление непосредственной жизни. Значение и смысл документального кино той эпохи в том, что, начиная с 60-х, авторы-документалисты пытались среди грохота фальшивых слов и приукрашенной действительности показать зрителю на экране такого же человека, как он сам. Главным методом работы этих авторов оказалось наблюдение жизни, а не организация ее ради кадра с заданной идеологической нагрузкой. Так манифестом целого поколения стал шедевр, известный во всем мире, - “Взгляните на лицо” Павла Когана и Петра Мостового по сценарию Сергея Соловьева. Документ и высокая художественность соединились в этой работе, предъявив поистине новый образ реальности.